6. Критика католицизма лидерами европейской реформации
Первое, по размаху и влиянию, реформационное движение, серьезно ослабившее позиции римско-католической церкви в Германии, возглавил немецкий священник Мартин Лютер (1483–1546). Однако его знаменитые 95 тезисов укрепляют в мысли, что сам Лютер не хотел создавать нового направления в христианстве, а мечтал лишь «очистить» католицизм.
Суть доктринальных расхождений Лютера с высшими иерархами церкви заключалась в следующем
1. С официальной церковной доктриной Лютер расходился в одном пункте: он решительно отвергал самую возможность для человека предпринять что-либо, что приближало бы его ко спасению. Верующий достигает “спасения души” не в силу выполнения различных церковных ритуалов, а благодаря только вере, получаемой человеком непосредственно от Бога. Только личной верой в Бога люди могут приобрести спасение. Спасение только верой» — Вера не есть лишь ожидание чуда, благодати, она есть прежде всего внутреннее достояние и обладание человека. Для спасения достаточно только Божьей Благодати и личной веры в Христа (Его искупительную Жертву), без учета личных достоинств, исправление человека происходит не с помощью естественных сил человека, а с помощью дарованной ему благодати.
2. он трактует веру одновременно как теологическое и этическое понятие, подразумевая под «верой» и упование на божью милость, и бескорыстное устремление к добру, «новое ощущение «, позволяющее благочестиво выполнять любую работу как священническую, так и мирскую.. Из этого следовал вывод: самые обычные человеческие действия — семейные обязанности и труд — получали значение полноценных нравственно-религиозных деяний. Реализовать веру как бескорыстную устремленность к добру — это означает сосредоточиться на той или иной мирской работе и выполнять с усердием и тщательностью.
Труд как мирская аскеза, а монашеская аскеза не принимается вообще. Мирская служба — это «место», где испытывается праведность. И о подлинности и крепости веры Бог, согласно Лютеру, судит по тому терпению и упорству, с какими человек переносит свой земной удел
3. Ортодоксально- католическое понимание человека сводилось к тому, что по своей природе он есть существо греховное. Католическая религия спасения придавала огромное значение идее посмертного воздания. Человек все время должен думать и заботиться о пристойном существовании в загробном мире. Для искупления грехов церковь стала поощрять практику откупа. Покупка индульгенций вытеснила момент искреннего раскаивания и покаяния.
Человек, согласно Лютеру, — не просто безнадежно греховен, а существо, сознающее греховность своей природы, а значит способного к внутреннему покаянию, преодолению своей греховности перед самим собой и Богом. И это несоизмеримо выше различных церковных индульгенций
Лютер считает, что Бог Евангелия не требует от согрешившего человека ничего, кроме раскаяния в содеянном. Только Священное Писание, Евангельский образ Христа являются для Лютера истиной в понимании традиционных проблем. Лютеранство отрицает непогрешимость решений соборов и церковного предания. Источник веры — Библия. Лютеранство сохранило от католицизма и признает истинным лишь то, что не противоречит Священному писанию
4. в 95 тезисах против индульгенций подверг критике католическую систему отпущения грехов и ее догматические основы. Он критиковал растущие поборы церкви, богатство монастырей в сочетании с проповедью церковными деятелями идей аскетизма, корыстолюбие духовенства
5. Согласно католическим воззрениям, спасение души невозможно без посредничества церкви между человеком и богом. Отсюда проистекает особый статус духовенства, значение деятельности человека, его заслуг перед богом, в число которых было внесено выполнение всех церковных обрядов. Лютер провозгласил спасение верой, которое даруется человеку не по заслугам, а милостью божьей. Утверждая чисто личное отношение человека к богу, Лютер отверг существование всей иерархии католической церкви.
6. Лютер отвергает посредническую роль церкви и делает ставку на достоинство личности и свободу совести. Он подвергает критике церковные ритуалы и таинства (за исключением двух: крещения и причастия). Каждый сам должен без внешних предписаний и ограничений свободно упражняться в благочестии. В результате он признает ложным фундаментальное положение католицизма о сословно-кастовом разделении людей на священников и мирян. Он отстаивает принцип всеобщего священства, что приводит к идее равнодостоинства людей.
7. Лютеранство четко разграничивает духовную жизнь христианина от внешнего ее порядка, полностью отказывается от культа святых, икон, мощей и реликвий, от паломничества к святым местам. Культ святых и Богоматери воспринимается только в свете следования Христу.
8. Позиция Лютера не затрагивала существующие социальные и политические структуры. Такая позиция отвечала интересам умеренного крыла Реформации, прежде всего среднего класса (бюргерства). Представления плебейских масс и крестьянства выразил Томас Мюнцер.
9. От ввел служение на национальных языках и первый перевел Библию на немецкий
Лютер объективно способствовал секуляризации сознания и создал каркас протестантской трудовой этики. Именно Лютером, первым реформатором позднесредневековой Европы, были заложены мировоззренческие и нравственные основы формирования нового типа работника, массового производителя: волевого, упорного, способного к самодисциплине и обладающего высокой чувствительностью к экономическому стимулированию.
реформаторское движение способствовало ликвидации монополии католической церкви, что ослабляло позиции церкви во всех сферах общественной жизни и тем самым открывало путь к дальнейшему развитию общества. для распространения светских человеческих знаний о мире. Именно Реформация во многом определила переход от средневекового сознания, феодального экономического строя, консервативного политического стиля к эпохе Нового времени, капитализму, да и к либеральному мышлению
Кальвинизм — направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином.Основными течениями в Кальвинизме являются Пресвитерианство, Реформатство и Конгрегационализм. Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике.
Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.
Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета, а исключительно с помощью авторитета Божьего . Библия в кальвинизме считается единственным непогрешимым стандартом веры и жизни.
Отличий кальвинизма от иных христианских конфессий :
• Признание богодухновенности только Священного Писания — Библии откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов:
• Отсутствие монашества. Потому что, по мнению кальвинистов, Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей:
• Отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, ликвидация церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях отсутствуют настенные изображения).
• Принятие доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности)
• кальвинисты говорят, что спасение подается только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера. только Бог спасает грешников. Другими словами, дело спасения зависит только от Него
• Он учит, что мы слишком отягощены, или «загрязнены» грехом, чтобы нам удалось совершить нечто угодное Богу. всякий грех несовместим со святостью Бога каждый грешник по Закону Божьему достоин смерти и ада Но человек должен. познать свои грехи через проповедь и внимательное изучение Закона Моисеева . прощения его грехов возможно только по благодати Божией в чём заключается абсолютно незаслуженный им дар Божий
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 10.07.2010
Комментарии и Отзывы