30. Религия и наука: история взаимоотношений

Религия и наука с момента зарождения последней в большей мере представали в рамках европейской культуры как относительно самостоятельные формы сознания и способы отношения к миру. Однако характер их взаимодействия в значительной мере определял целостный облик европейской культуры в любой исторический период.

Это особенно верно относительно истории европейской культуры до Нового времени. В этот период, охватывающий несколько исторических эпох, их взаимодействие было особенно тесным. Религия всегда выступала с притязаниями на наиболее полное и достоверное знание о бытии, которые определяли характер ее отношений с наукой в различные исторические эпохи в зависимости от степени развитости каждой из этих форм сознания, их мировоззренческой силы и влияния, от общественно-исторической и культурной ситуации. Неразвитость науки, ее слабость позволяли религии утверждать свой приоритет. Религиозные представления пропитывали ткань науки, служили ее мировоззренческой основой, санкционировали принятие тех или иных теорий.

История взаимодействия религии и науки—это по преимуществу борьба за приоритет, за утверждение своих подходов к миру, своего типа рациональности, своих интерпретационных схем и теорий. Эта борьба всегда велась осознанно со стороны религии. Что же касается науки, то она начала утверждать свою независимость от религии открыто и явно только в Новое время, и провозгласил эту борьбу Николай Коперник.

Особенно интенсивно религия утверждала свой приоритет в том, что касалось картины мира, отношения к природе (то есть в выработке соответствующей философии природы) и системы образования

Немаловажной сферой взаимоотношения науки и религии была философия природы. И наука, и религия вырабатывали свое видение природы, свое толкование. Наука — в терминах естественных причин и следствий, рассматривая природу как нечто самодостаточное, религия — в рамках теологического учения о творении. Религиозная натурфилософия раннесредневековой эпохи, рассматривавшая природу как нечто вторичное, как тень и след божественного творца, и не поощрявшая познавательный интерес, который объявлялся даже тщетным любопытством, при определенной негативной роли, не могла, тем не менее, воспрепятствовать развитию науки.

Но в то же время религия в отличие от науки способна построить целостную законченную картину мира, она формирует мировоззрение. Тогда как наука всегда анализирует конкретный процесс и никогда не может дать окончательного ответа. Научные истины большей частью всегда относительны, а иногда и двойственны (например, корпускулярно- волновой дуализм) тогда как религия дает те представления, которые считают истиной абсолютной и неоспоримой. Ни одно научное открытие не может опровергнуть религиозные истины.

Значительное внимание уделяется еще одной области взаимоотношения религии и науки — системе образования. Именно система образования институционально воплощает господствующие в культуре представления о природе и функциях знания, включает в себя знание идеологически приемлемое.

В истории взаимоотношений религии и науки обычно вычленяют три периода

Первый период — это эпоха античности, для которой характерна тесная связь религиозно-мифологических, философских и научных идей. Религиозно-мифологические представления, философские и научные идеи и воззрения вступают в разнообразные отношения, но всегда образуют определенное мировоззренческое и теоретическое единство. Тем не менее, в нем можно зафиксировать процесс постепенного вычленения позитивного научного знания при сохранении зависимости этого знания от религиозно-мифологических и философских компонентов, например, математики, астрономии.

Исторически традицию математической астрономии следует отличать от космологических учений. Основу математической астрономии составляют математические и геометрические представления, в соответствии с которыми, как утверждается, строится космос. Задача ее в античности определялась как задача математически точного воспроизведения видимого движения светил. Основу же космологических учений образовывали религиозно-метафизические представления.

Космологические теории также использовали определенные геометрические образы и представления, прежде всего концепцию сфер, однако их космос не является математически точным воспроизведением наблюдаемых явлений — да и не в этом их задача. Здесь космос является, так сказать, бытийным, а различные сферы не сферами планет, а сферами бытия. Примером таких концепций может служить космос Анаксимена, различные гностические, неоплатонические и основывающиеся на последних христианские концепции космоса средневековых авторов.

Второй период это период существования и развития научных знаний в условиях господства христианского мировоззрения. Он начинается в момент встречи поздней античной науки и христианства. Строго говоря, христианство встречается с античной наукой дважды. Первый раз на этапе его утверждения во II—IV вв.

В результате этой встречи происходит христианизация унаследованного от античности научного знания, т. е. включение его в христианско-идеологический комплекс после определенной мировоззренческой обработки. При этом античная наука включается в христианскую культуру в форме компилятивно-энциклопедической традиции, а в натурфилософском плане она предстает перед христианством в виде неоплатонической философии природы. В этот период оформляется христианская система образования.

B XII—XIII веках происходит вторая встреча западного христианского мира с античной философией и наукой, с классическими образцами этого наследия. Особое значение для оформления христианской метафизики и натурфилософии эпохи зрелой схоластики имело ознакомление с полным корпусом аристотелизма. Античное наследие воспринималось на фоне арабо-язычной философской и научной литературы (которая зачастю принимала тексты неоплатоников за Аристотеля), которая также оказала большое воздействие на христианское знание.

В сложившемся относительно едином идейном комплексе религиозная идеология выполняла функции не только мировоззренческого обрамления науки, но нередко и ее основоположений, ее аксиоматики. Научное познание не обладало признанной мировоззренческой и институциональной автономией по отношению к религиозной идеологии. Хотя думать, что наука была полностью и без остатка подчинена этой идеологии, тоже было бы неверно. Она все-таки обладала относительной свободой и самостоятельностью. Именно поэтому схоласты каждый раз ставили перед собой задачу достичь синтеза теологии и научного знания. Это их стремление к синтезу свидетельствует об ошибочности мнения, будто вся средневековая теология была однозначно враждебна науке. В действительности отношение средневековой теологии к научному знанию было довольно разнообразным.

Третий период связан с рождением науки Нового времени, провозвестником которой явился Н. Коперник, впервые в истории естествознания провозгласивший, что научные теории независимы от мнения теологов. «Математика пишется для математиков» и только они вправе выносить решения относительно науки. С этого времени начинается процесс освобождения науки от теологии.

Астрономической теорией Николая Коперника открывается новая эпоха в отношениях между наукой и религией. Распадается относительно единая система христианского знания, и наука впервые обретает действительную автономию. Процесс освобождения науки от религиозной идеологии приобретает необратимый характер, рождается наука Нового времени

Рубрики: | Дата публикации: 10.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии