3. Античная критика христианства и христианская апологетика их вклад в сравнительное изучение религии.
Основное богословие – апологетика (в пер. защита), раздел богословия (преимущественно христианского), посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры.
В рамках основного богословия:
•формулируются фундаментальные основы христианского вероучения,
•систематически излагаются основания или доказательства, на которых покоится и которыми оправдывается вера христианина в безусловную истину коренных основ религиозно-христианского учения,
•критикуется отрицание христианских истин со стороны противорелигиозных и противохристианских воззрений.
Истоки современной библеистики восходят к римской эпохе. Набирающее силу христианство столкнулась с господствующими в империи традиционными философиями, имеющими многовековую историю. Философы же всегда выступали за рациональное осмысление любого учения. Они, как мыслящие люди, принимали только подкрепленную доказательством, а не слепую веру. Представители римских философских школ блестяще владели искусством ведения полемики и идеологических споров, основоположниками которой были еще элеаты, применяли методы аристотелевской логики. Большая часть из них стояло на позициях платоновского идеализма. Совершенно естественно, что христианское учение было подвергнуто ими (особенно, представителями школы неоплатоников) детальному критическому анализу. Задача философов облегчалась еще и тем, что до этого они познакомились с иудаизмом и его писанием, и поэтому истоки христианства им были известны.
Римские мыслители, вступая в открытую полемику с христианами, сразу обратили внимание на противоречивость многих стихов и сюжетов Ветхого и Нового Заветов. В результате чего в Христианстве возникла необходимость теоретической защиты своего вероучения названная «апологетикой». Как необходимость защиты христианских догм перед критикой языческого мира.
Хотя само отношение христианства к античности не было однозначным: с одной стороны, христианство жестко критиковало античную философию, так как она имела в своих основаниях язычество. Но с другой стороны, средневековье осознавало огромное значение античности, поэтому зачастую прибегало к использованию античных философских терминов или элементов систем античных философов, хотя и видоизменяя их согласно догматам. К тому же перед христианством встала задача объяснения положений своей религии для язычников, а это значит необходимость говорить на их языке, то есть на языке логики и разума. Таким образом, состоялся своеобразный синтез христианского и языческого мировоззрения, который имел отношение к формированию рационального доказательства христианских положений.
Поэтому несмотря на у установленный еще с Климента Александрийского приоритет веры над разумом («философия-служанка богословия»), христианские теологи были вынуждены обращаться к рациональным методам заимствованным из античности.
Однако критика была не только со стороны христианства, но и со стороны античности.
Греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.
Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма).
К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов — от церкви
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира
Для античной философии просто не мыслимым является акт творения из ничего, так как она признавала вечное существование материи.
В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом, подобно единому Платона и неоплатоников. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому уже не есть самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.
Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал — активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи — с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало — Бог; все остальное — его творение. Водораздел между Богом и творением — непереходимый: это две реальности различного онтологического ранга. Что не мыслимо для античности с ее имманентизмом.
У греков, как мы помним, понятие бытия было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), то есть с определенностью и неделимостью. Беспредельное, безграничное осознавалось как несовершенство, хаос, небытие. Этому соответствовали приверженность греков всему завершенному, обозримому, пластически оформленному, их любовь к форме, мере, соразмерности.
Напротив, в библейской традиции высшее бытие — Бог — характеризуется как беспредельное всемогущество. Не случайно своей волей он может останавливать реки и осушать моря и, нарушая законы природы, творить чудеса. При таком воззрении на Бога всякая определенность, все, что имеет границу, воспринимается как конечное и несовершенное: таковы сотворенные вещи, в отличие от их творца.
Если представители одной традиции склонны были видеть в Боге прежде всего высший разум (и поэтому сближались с античными платониками), то представители другой подчеркивали как раз волю Бога, которая сродни Его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности. В христианстве появляется Бог – Личность, он субъектен его можно просить, но он не познаваем, его нет в тварном мире.
Но главная критика христианской религии со стороны античности заключалась в том, что для христианства Бог принципиально иной чем тварный мир, он не просто не познаваем в нем не работают законы логики. Так, например, Троица представляет собой в христианстве единство трех ипостасей, которые существуют нераздельно и неслиянно – но это не мыслимо с позиции формальной логики.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 10.07.2010
Комментарии и Отзывы