29.Теология и религиозная философия.

Широкий объем понятия “религиозная философия”, позволяющий включать в него самый разнородный спектр явлений религиозно направленных опытов философского творчества. Возможность обозначать в качестве “религиозного философа” субъекта философской деятельности, занимающегося философскими штудиями как таковыми, специально проблемами философии религии или и теми и другими

(1) при личной эксплицированной конфессиональности (как Ж. Маритэн),

(2) при личной неэксплицированной конфессиональности (как К.Ясперс),

(3) при иллюзиях относительно своей эксплицированной конфессиональности (как М. Бубер),

(4) при личной эксплицированной внеконфессиональности (как А. Уайтхед или Ч. Хартсхорн).

Наличие “промежуточных” фигур (в истории русской мысли В. Соловьев, ранний о.П. Флоренский, Н. Бердяев и другие). Итог: “религиозная философия” – все феномены религиозного философского дискурса за рамками формата теологии. Возможность охвата понятием “религиозная философия” деятельности подавляющего большинства мусульманских и иудейских и всех буддийских, джайнских и индуистских мыслителей

Полемика Ф. ван Стеенбергена с Э. Жильсоном по вопросу: правомерно ли говорить о наличии “христианской философии” помимо “философов-христиан”? Аргументы в пользу положительного решения вопроса (от религиозно-культурного контекста) и отрицательного (от внеконфессиональной природы философского дискурса и его дохристианского происхождения)

Реальная, хотя и сложная возможность плодотворного совмещения теологической и философской деятельностей при условии осознавания нетождественности самих этих деятельностей. Целесообразность в этом случае осознавания иллюзорности “внеконфессиональной теологии”, ограниченности “конфессиональной философии”, равно как и необходимости конфессиональности личной. 29. Теология и религиозная философия

Когда мы проводим между философией религии как философским религиоведением и теологией, то мы имеем в виду прежде всего различие в в подходах к той тематике, которая образует, на наш взгляд, ядро предметной сферы философского религиоведения – религиозного отношения.

Теология при обращении ко всякой проблематике, во-первых, исходит из бесспорности бытия Бога, а во-вторых, всегда так или иначе, ориентируется на содержание библейского текста. Соответственно и религиозное отношение, когда оно становится предметом рассмотрения в теологии, воспринимается как отношение к Богу, чье реальное существование есть несомненная и бесспорная данность. А содержание Библии, где речь идет об отношении человека к Богу, полагается в качестве нормативного. Такое отношение можно описывать и стремиться понять, но сама правомерность этого отношения во всех его аспектах также не подлежит сомнению.

Понимание философии религии как религиоведения предполагает четкое осознание отличия философии и религии. Это отличие заключается, прежде всего, в исследовательской дистанции, реализуемой как опредмечивание. Даже те философские исследования религиозного отношения, что нацелены на решение сугубо оправдательных задач, соблюдают эту дистанцию, прежде всего в методологическом плане.

Это вовсе не значит, что философия религии как философское религиоведение ставит под сомнение существование Бога или содержание Библейского текста. Философское религиоведение как бы «отвлекается» от этого. Отношение к Богу, к божественной реальности есть реальное отношение для верующих, но философия религии дистанцируется от этого отношения в том смысле, что считает себя вправе не только описать, эксплицировать его, но и подвергнуть поправке. В результате тот или иной момент, аспект религиозного отношения может получить оправдание или вопрос остается отрытым. А значит получает оправдание или остается под вопросом инкорпорированное в религиозное отношение, присущее религиозному сознанию знание, прежде всего, разумеется, верование в бытие Бога.

Рубрики: | Дата публикации: 10.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?