25. Философский анализ религиозной гносеологии: проблема границ познаваемости и истинности познания в религиозной гносеологии.

Особенности религиозной гносеологии:

? Интересен вопрос о границах религиозного познания. Если рассмотреть этот вопрос на примере христианства, то можно ясно увидеть эти границы. Христианство – это религия, основанная на монотеистическом принципе существования трансцендентного Бога-Творца, который является единственно самостоятельным истинным бытием. Христианство базируется на существовании онтологического, а значит и гносеологического разрыва с Богом.

В христианстве, человек как ограниченное тварное конченое существо никогда не может познать сущность бесконечного Всемогущего Бога. Человек может знать о существовании Бога исходя из свидетельств природы о Боге, исходя из божественных энергий присутствующих в мире, но он никогда не познает его сущности Бога, христианство всегда оставляет место для тайны. Причем тайна – это не уход от ответа, а это обозначение принципиальной непознаваемости Бога.

Бог принципиально иной, чем этот тварный мир, в нем не действуют законы логики, которыми пользуется человек, в него можно только верить (поэтому многие христианские богословы стояли на приоритете веры над разумом, считая, что все данные, получаемые из познания природы никогда не сравняться с верой человека, не поддающейся логическому обоснованию)

? Отсюда особенности познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними силами. Оно больше подчинено вере, чем разуму, хотя роль разума не умаляется, так как неслучайно человек создан «по образу и подобию Бога», то есть разумным и свободным. Многие христианские богословы в проблеме соотношения веры и разума стояли на приоритете веры, но при этом утверждали, что разум должен довести до определенной черты (познавая природу), где человек больше не нуждается в нем. (например, Фома Аквинский). То есть разум так же необходим при познании Бога, но он ограничен.

? Важным является еще и что религиозная гносеология направлена большей частью на познание Бога, а не на познание природы тварного мира. Библия, Коран – не являются сборниками естественно-научных текстов. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Однако религия всегда выполняет мировоззренческую функцию и формирует целостную, завершенную картину мира, поэтому ей необходимо каким-либо образом объяснять этот мир. В этом вопросе стоит главенство разума, неслучайно христианская философия во многом заимствовала хотя и видоизменила согласно своим догматам, представления о природе из античности (например, Василий Великий «Беседы на шестоднев»)

? Религия (как и мифология) не воспроизводили знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер.

? Религия всегда содержит в себе то или иное отражение тех конкретно -исторических условиях в которых она была создана, а значит она содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран.

? Но в тоже время религиозные знания претендуют на универсальность для верющего независимо от конкретно исторических условий его жизни, и они не подлежат пересмотру со стороны науки, они есть вечные истины. Их истинность стоит вне сомнения для верующего.

? Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

? Но вследствие этого результаты религиозного познание никогда не могут претендовать на универсальность для всех, поэтому нет всеобщей религии.

? В отличие от науки и философии религиозная гносеология дает человеку абсолютную истину, тогда как истины философия и науки большей частью всегда относительны, а иногда и двойственны (например, корпускулярно-волновой дуализм). В религиозной философии абсолютные истины, изложенные в Священном Писании и предстающие в виде Божественного откровения не подлежат пересмотру, это и есть абсолютная истина, в этом и есть строгий догматизм религии, и ее консервативность

? В отличие от науки, которой свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) — вплоть до базовых принципов, религиозное знание — в рамках любой конфессии — обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры (правда, в основе научных представлений тоже всегда лежат некие постулаты, принимаемые без доказательств и чаще всего недоказуемые; ученые явно или неявно отстаивают их, защищая так, как если бы они были бесспорными).

? Другое различие: в религиозном познании мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, тогда как в науке он рассматривается как относительно самостоятельная реальность.

Рубрики: | Дата публикации: 10.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии