22. Основные черты теистического мировоззрения.

Теизм – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им. Признание трансцендентности бога отделяет теизм от пантеизма а, бог мыслится в теизме как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей.

Теизм, в отличие от деизма, полагает, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении. Отсюда представление о божественном провидении.

Основные черты:

? Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего истинного бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Таким образом, Бог ставится в центр всего как единственно самостоятельное, ни от чего не зависящее, но всем распоряжающееся.

? креационизм – теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом. Креационизм в христианстве – это идея единовременного творения мира Богом-Творцом из ничего, при котором Бог выступает единственной самостоятельной силой, обладающей онтологической действительностью, все остальное – тварно, несамостоятельно, конечно, ограниченно и находится в онтологическом, а значит и гносеологическом разрыве с трансцендентным Творцом.

? телеология – Философская концепция, согласно которой все в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных Богом или природой целей. Бог выступает как единственная целепогающая сила, единственно которой известно предназначение этого мира, для тварного мира цель до конца никогда не может быть известна.

? провиденциализм — истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога. Он характерен для всех теистических религий: иудаизма, христианства, ислама, понимающих историю как осуществление предустановленного божественного плана «спасения» человека. Разработанный Августином провиденциалистский путь к «царству Божию» лег в основу всей средневековой христианской историографии.

? эсхатология – система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Это учение является мощным моральным регулятором поведения людей, ставящее в зависимость загробную жизнь от поведения в этой, земной жизни, от поступков человека, тем самым человек становится отчасти ответственным за свое спасение и дальнейшую загробную жизнь

? Антропоцентризм — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни. Антропоцентризм ставится также в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос. Антропоцентизм в христианстве не противоречит теоцентризму, так как человек ставится в центр лишь этого тварного мира, а Бог цент всего. Антропоцентризм в христианстве базируется на утверждении положения, что человек есть «образ и подобие Божие», что ставит его в центр тварного мира. Именно в средние века с зарождением христианства появляется иедя, что человек – вершина творения, его венец, именно в этом смысле христианство — антропоцентрическая религия, так как тварный мир строится вокруг человека.

Рубрики: | Дата публикации: 10.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?