21. Понятие религиозное мировоззрение, сравнительный анализ истогрических видов мировоззрения.
Мировоззрение — целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Во-первых, мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением.
Виды мировоззрения:
1)Миф — особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф (повествование, сказание)- был первой попыткой обобщить и объяснить мир.
Его особенности:
1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.
2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа — человеческая фантазия.
3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
В мифологическом сознании присутствуют:
а) метаморфоза
б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)
в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)
г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)
д) коллективность (миф — это всегда продукт коллективного сознания)
е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).
Религия является наследницей мифологического сознания, их роднят функции транслятора высших духовных ценностей, аксиологического интегратора социальной общности, однако, религия является более поздней формой сознания
Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему
2)Религия — форма мировоззрения, в основе которой лежит вера в существование свехъестественных сил, и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека. Это особое восприятие мира, которое обусловливает поведение человека, в той или иной ситуации. Поэтому Религия как форма мировоззрения носит духовно-практический характер Основными элементами религии являются культовая система и вероучение.. Религия — сложное явление, в рамках которого формируются нравственно-этические идеалы и представления, которые помогали развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей.
Для древнего, первобытного человека не существовало понятия «сверхъестественного», не было различия «естественного», «неестественного» и «сверхъестественного». Мир делился на «свой» и «чужой», которые соприкасались и взаимодействовали; «чужому» миру нужно было противостоять, его нужно было осваивать, чтобы сделать своим (отсюда обожествление с природы, попытка с ней слиться), Различение «естественного» и «сверхъестественного» возникает на основе достаточно богатого и дифференцированного опыта освоения мира, которым древний человек не обладал. Для него магия не была «сверхъестественной», но вполне обычным способом воздействия на окружающий мир. В то же время «сверхъестественным» был весь мир, коль скоро он был единосущен тотему.
Символизм мифа заменяется сложной, утонченной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть теоретические, понятийные построения. В отличие от мифа который больше выступает как объясняющий принцип, религия предполагает не просто объяснение, но и веру, тогда как феномен веры предполагет сознательного некритическое отношение к тем или иным выводам, умозаключениям и представлениям сознания
Важнейший принцип построения мировых религий — монотеизм. Вторая качественно новая черта — глубокая духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Новая трактовку природы человека как существа, с одной стороны, «греховного», погрязшего во зле, с другой стороны, сотворенного по образу и подобию Создателя.
Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования
Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).
Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.
Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:
1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,
2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность — это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),
3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),
4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.
3) Философия возникает на рубеже 7-6 вв. до н. э. на основе потребности в целостном понимании мира, как связанного и единого в своей основе. Объективно положение человека в мире таково, что он реально поставлен в отношении к миру в целом, а не к его отдельным областям или свойствам. Человек противостоит миру универсально. Философия — как особый способ духовного освоения мира — теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического рационального знания. Она дает теоретическое обобщение практической деятельности людей и данных наук о мире и человеке.
Общее, что роднит религию и философию, — это решение мировоззренческих проблем. Характер подхода к этим проблемам глубоко различно. В противовес религии философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом. Оно связано с естественными и общественными науками; подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 10.07.2010
Комментарии и Отзывы