21. Понятие религиозное мировоззрение, сравнительный анализ истогрических видов мировоззрения.

Мировоззрение – целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Во-первых, мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением.

Виды мировоззрения:

1)Миф – особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф (повествование, сказание)- был первой попыткой обобщить и объяснить мир.

Его особенности:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.

2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа – человеческая фантазия.

3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

В мифологическом сознании присутствуют:

а) метаморфоза

б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)

в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)

г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)

д) коллективность (миф – это всегда продукт коллективного сознания)

е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).

Религия является наследницей мифологического сознания, их роднят функции транслятора высших духовных ценностей, аксиологического интегратора социальной общности, однако, религия является более поздней формой сознания

Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему

2)Религия – форма мировоззрения, в основе которой лежит вера в существование свехъестественных сил, и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека. Это особое восприятие мира, которое обусловливает поведение человека, в той или иной ситуации. Поэтому Религия как форма мировоззрения носит духовно-практический характер Основными элементами религии являются культовая система и вероучение.. Религия – сложное явление, в рамках которого формируются нравственно-этические идеалы и представления, которые помогали развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей.

Для древнего, первобытного человека не существовало понятия “сверхъестественного”, не было различия “естественного”, “неестественного” и “сверхъестественного”. Мир делился на “свой” и “чужой”, которые соприкасались и взаимодействовали; “чужому” миру нужно было противостоять, его нужно было осваивать, чтобы сделать своим (отсюда обожествление с природы, попытка с ней слиться), Различение “естественного” и “сверхъестественного” возникает на основе достаточно богатого и дифференцированного опыта освоения мира, которым древний человек не обладал. Для него магия не была “сверхъестественной”, но вполне обычным способом воздействия на окружающий мир. В то же время “сверхъестественным” был весь мир, коль скоро он был единосущен тотему.

Символизм мифа заменяется сложной, утонченной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть теоретические, понятийные построения. В отличие от мифа который больше выступает как объясняющий принцип, религия предполагает не просто объяснение, но и веру, тогда как феномен веры предполагет сознательного некритическое отношение к тем или иным выводам, умозаключениям и представлениям сознания

Важнейший принцип построения мировых религий — монотеизм. Вторая качественно новая черта — глубокая духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Новая трактовку природы человека как существа, с одной стороны, “греховного”, погрязшего во зле, с другой стороны, сотворенного по образу и подобию Создателя.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования

Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).

Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.

Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,

2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность – это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),

3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),

4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

3) Философия возникает на рубеже 7-6 вв. до н. э. на основе потребности в целостном понимании мира, как связанного и единого в своей основе. Объективно положение человека в мире таково, что он реально поставлен в отношении к миру в целом, а не к его отдельным областям или свойствам. Человек противостоит миру универсально. Философия – как особый способ духовного освоения мира – теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического рационального знания. Она дает теоретическое обобщение практической деятельности людей и данных наук о мире и человеке.

Общее, что роднит религию и философию, – это решение мировоззренческих проблем. Характер подхода к этим проблемам глубоко различно. В противовес религии философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом. Оно связано с естественными и общественными науками; подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень.

Рубрики: | Дата публикации: 10.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?