20. Определение религии как философской проблемы, типология определения

В словарях, изданных на русском языке, можно обнаружить несколько вариантов перевода латинского слова religio:

1) благочестие, набожность, святыня, предмет культа. 2) восстановление или воспроизводство лиги, связи, совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность; 3) совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное чувство, благочестие, набожность, религиозное почитание, богопочитание.

Ныне насчитывают порядка 250 (и более) определений религии.

Прежде всего различают теологические (или кредовые, вероучительные) и философские, претендующие на раскрытие сущности религии.

Теологические осмысливают религию «изнутри», исходят из той ее модели, которую задает соответствующая религия и конфессия. По источнику и по сущности она «надмирна», «неотмирна», «потустороння», «трансцендентна».

Философские дефиниции (светские) стремятся отыскать признаки религии «извне», нередко сознательно дистанцируют себя от какой бы то ни было религии и даже занимают по отношению к ней критическую позицию, несут на себе печать исходных посылок того или иного философского направления — натурализма, антропологизма, материализма, философии жизни, экзистенциализма, неореализма.

В действительности определение понятия религии это дело философии и теологии, но не науки так как наука всегда дает одностороннюю картину с позиции своего предмета, тогда как религию как целостное законченное мировоззрение может определить только такая дисциплина, которая сама по себе является таковой. Философия подходит к попытке определения феномена религии через специальную дисциплину – философию религии, которая вообщем рассматривает религию как своеобразную целостную законченную мировоззренческую систему, обладающую своей системой ценностей и норм (включая нормы поведения), выражающая свое отношение к природе и миру (в том числе и к человеку), отвечающая на вечные вопросы бытия и, имеющая в своем основании веру в сверхъестественные, господствующие над этим миром и человеком силы.

Однако существую и иные попытки типологизации религии:

1.Разделяют определения и по базированию на данных тех или иных наук. Эти определения имеют меньшую степень общности по сравнению с «первой парой»; формулируются они на основе теоретических положений и эмпирического материала соответствующих наук: таковы социологические, этнологические, биопсихические и психологические, лингвистические определения и др. В каждой из названных групп могут быть представлены различные вариации.

2.Можно различать определения, выделяемые по главным способам и методам, используемым исследователями. дескритивные (через перечисление эмпирических признаков), генетические (через выявление факторов «порождения» и «воспроизводства»), семантические (путем указания на знаковые выражения и значения).

Имеется класс определений, построенных с учетом какого-то аспекта, компонента религиозного комплекса. Интеракционные «модели» характеризуют религию как определенный вид взаимосвязей и взаимоотношений людей по поводу каких-то объектов. Функциональная интерпретация исходит из того, что понять религию можно на пути описания ее функций, выявления «специфической функции». Бихевиориальное объяснение «первичным» в религии считает ритуал.

Определения религии создаются и по линии человек — общество — Вселенная. В этом случае определения оказываются «эгоцентрическими», «социоцентрическими»,, «космоцентрическими».

Во многих определениях предпринимаются попытки найти у религии такие признаки, которых нет у других образований, выделить «единое», «специфическое» свойство религиозного сознания. С другой стороны, продолжает сохраняться устойчивая традиция расширительного толкования религии.Многообразие религий => возможно ли дать определение религии, и если возможно, то какой должна быть процедура такого определения. Крайние «оптимисты» полагают, что задача эта легко разрешима формально-логическими средствами. Крайние «пессимисты» говорят, что научное определение религии вообще неосуществимо ввиду чрезвычайной сложности данного явления.

В самой общей форме можно сказать: религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, некоторое функционирующее образование, форма общественного или индивидуального сознания; она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически духовного освоения мира, одна из областей духовного производства. В качестве таковой она представляет собой:

1) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, ее активно действующий компонент;

2) способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения;

3) отражение действительности;

4) общественную подсистему; 5) феномен культуры.

Названные аспекты задают «пятимерный континуум», внутри которого осуществляется синтез различных определений; на пересечении указанных «плоскостей» завязываются понятийные узлы, воссоздающие данное явление с разных его сторон.

Рубрики: | Дата публикации: 10.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии