2. Философы античности о религии
Религия античной Греции имеет две главные характеристики:
Политеизм (многобожие). При всем множестве греческих олимпийских богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.
Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции: Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть. Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи. Посейдон — бог моря, брат Зевса. Афина — богиня мудрости, справедливой войны. Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены. Арес — бог войны. Артемида — богиня охоты. Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств. Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства. Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов. Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия. Гестия — богиня домашнего очага. Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.
Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм
Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос — абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеютдетей,?любляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта оче’нь повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.
Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. Поэтому культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры.
Античной философии предшествовали – орфизм, поэмы Гомера и Гесиода. Которые, так или иначе, выражали свое отношение к религии-мифу.
Орфизм вообще выступал в качестве своеобразного религиозного течения, появившегося в 6-8 веках и существовавшего на протяжении всей антисности. В орфизме впервые было противопоставление души и тела, земную жизнь они считали злом , Орфики разработали свою систему теогонии переходящей в антропогонию, где Зевс творит людей.
Как религия орфизм противостоял олимпийской религии и мистериям, в том числе мистериям в честь традиционного Диониса. Орфизм имел большое мировоззренческое обоснование в системе мифологического мировоззрения, в которой уже просвечивали элементы философии. Это особенно сказывается в орфическом представлении о первоначале, или о первоначалах
Понятие логоса – это концепт, стягивающий всю античную философию, который является первой ступенью к осознанию единого бога. Логос – это субстанциональная основа, умопостигаемая сущность.
1) У пифагорейцев логос – это число (неотъемлемая часть, с помощью которой можно объяснить все). Число неотделимо от вещи, лишь умопостигаемое.
2) Бог у Парменида един и вечен, а значит, он должен быть еще и неподвижным. Это единое и есть ядро мироздания, а на периферии находится мир вещей (доксы).
Удвоение мира гносеологически, но онтологическое единство.
3) У Платона появляется бог Демиург, который по прообразу идеального и вечного мира идей творит изменчивый мир вещей. Онтологический разрыв на 2 мира.
4) Аристотель имманирует эйдосы(формы) в материю. У него существует божественный Нус – форма всех форм, универсализируется. Он – производитель идеальных форм родовой сущности, перводвигатель. Нус – божественный, неистекаемый. Выглядит индифферентным, несубъектный.
Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии несколько стадий.
Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам.
Древние римляне многое заимствовали у этрусков в религии, устройстве власти, строительном и военном деле, в быте и одежде. в Риме почитались души предков.
Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги.Во главе римского пантеона первоначально стояли: Юпитер — бог неба, грома и молнии. Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня любви и плодородия.
Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности. Аполлон — бог солнца и света, Юнона — покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун — бог моря, Диана — богиня луны. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, божество всякого начала.
Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. д.
Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Таким образом мифологический период сменился увлечением языческими культами.
Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян.
Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «я даю, чтобы ты дал мне». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда— широкое развитие жречества, активно участвующее в борьбе за влияние на государственные дела.
Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.
Сильное влияние на римскую религию оказал стоицизм, который заимствовал представления о перводвигателя Аристотеля и довел его до своеобразной крайности. Стоический Бог-Логос есть Необходимость, господствующая во всем. Но это не есть Бог монотеистических религией, Логос бессубъектен, он есть естественный закон, которому подчинено все. Существование такого бога выгодно для государство, так как он полностью подчиняет себе индивида.
Закон логоса носит фатальный характер, его нельзя изменить, ему необходимо подчиняться. Все предопределено.
Все это выражено в учениях римских стоиков — Панэция из Родоса, Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и других.
Позже развивается неоплатонизм, где вводится идея эманации — единое (божественный субъект, самодовлеющий, неограниченный, замкнуто в себе самом, первично)>ум>душа
Филон Александрийский пытался соединить философию и религию (в его случае иудаизм). Высшая божественная инстанция становится субстанцией персонифицированной. Этого Бога можно просить и он может что-то изменить. Объявляет платоновские эйдосы божественными творениями, лишая их самостоятельности.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 10.07.2010
Комментарии и Отзывы