10.Естесственные религии в философии нового времени.
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ — понятие, которое вошло в новоевропейскую философию в 17 столетии как аналог понятия естественного права. Е. р. — это вера в наличие абсолютной силы, создавшей все и правящей всем мирозданием. Эта сила не имеет трансцендентного (в собственном смысле данного слова) характера, она не совершает чудес и не закабаляет род человеческий. Во многом она близка природе — по крайней мере в толковании ряда французских просветителей 18 века.
В идеологии Просвещения 17 —18 вв. сумма наиболее общих и отвлечённых религ. представлений («религия разума», «религия чувства»), выводимых из «человеческой природы» и не нуждающихся в авторитете откровения и догмы. Естественная религия отстаивает пять основных религиозных идей: 1) существование наивысшего существа;
2) его право на уважение;
3) долг быть набожным и нравственным;
4) голос раскаяния, т.е. совести;
5) награда или наказание на том свете как воздаяние за поведение в этом мире;
Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с конца XVI века до середины XIX в. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества.
Такое изменение ситуации стало возможным главным образом благодаря потребностям экономического развития преимущественно европейских государств. Жизнь, развитие производства настоятельно требовали эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. Наука Нового времени, и в частности, естествознание стремятся к познанию действительности, опирающейся на чувственные знания, ибо религиозная вера таких знаний не давала. Обращение к чувственному познанию, ведет к небывалому до этого выявлению конкретных фактов в различных областях человеческой деятельности.
Однако характер философского мышления определяется не только ориентацией на чувственное восприятие и практические результаты. Не меньшее значение имеет систематизация, классификация открываемых явлений, способствующих развитию теоретического мышления, которое, в свою очередь, стремится не только отыскать причинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и создать на основании полученных знаний новую картину мира и показать роль в нем человека и Бога. Подобный подход полностью подрывал монополию богословия на объяснение происхождения мира и характера происходящих событий, открывал перед человеком новые пути его объяснения и познания, в том числе материалистические, совершенно невозможные в предшествующие столетия.
Предпосылкой к такому пониманию религии была, например, философия Декарта, который совершенно не сознательно предопределил главенствующую роль разума «мыслю, следовательно, существую» (предпосылка к онтологической самостоятельности человека), однако все это он делал для доказательства бытия Бога.
. С этого момента без учета человеческого разума нельзя было приступать к констатации или анализу любого явления. Философия Декарта определила новый виток в развитии философии воспринимающей мир как рационально мыслимый мир, отвечающий соответствующему уровню естествознания и определяющий параметры его будущего развития.
Вообще естественная религия очень часто предстает почти тождественной морали, из нее почти устраняется догматика. Это религия имеет свои основания в разуме и базируется на логических доказательствах, но в то же время она выступает больше морального регулятором чем объектом поклонения. Она необходима для объяснения необходимости нравственного поведения.
Е.р. будто бы изначально распространялась на все человечество, и только в результате искажений разделилась на различные вероисповедания, заменившие исходную простоту сложностью церковной догматики и культа.
В области познания для Декарта, и это органически вытекает из его основополагающего принципа, исходным выступает мыслящее Я, то есть человеческое сознание. Ни Бог, ни вера, а человек, его
Впервые концепция Естественной религии встречается в трактате Хэрберта Чербери «Об истине». Согласно последнему, подлинная религиозность возникает не из страха перед некими могущественными силами, а из здравомыслия. Бог не является обманщиком (Чербери признавал наличие идей, врожденных нам Богом) и фокусником, потому лишь то истинно в религиозной проповеди, что не противоречит законам разума. Согласным с законами разума Чербери считал признание наличия Высшего Существа (но Его существования он выводил из собственного существования, из собственного разума), которого нужно почитать добродетельной и благочестивой жизнью. Из этого почитания следует, что все проступки обязательно должны искупаться покаянием (так как они являются проступками не только перед окружающими, но и перед Причиной Мира). К этому Чербери добавлял веру в загробное существование и воздаяние после смерти, которая, по его мнению, выступает наиболее крепким основанием нравственности.
В дальнейшем концепция Е.р. широко обсуждалась в философии XVII-XVIII столетий. Так, Вольтер в целом повторял точку зрения Чербери, идеализируя при этом пантеистические и «здравое» отношение китайцев к Небесам. В противоположность ему Руссо считал невозможной и неистинной религию, основанную на доводах разума. Согласно Руссо религия основана на чувстве, на эмоциональной уверенности в наличие связующей мир силы. Этой силой является Бог, трактуемый как источник блага, как мировая воля и вселенский разум. Из почитания такого Бога, по мнению Руссо, возникает гражданская, светская религия, имеющая воспитательный и просветительский характер. Именно концепцию Руссо пытались воплотить в жизнь французские якобинцы, вводя в 1793 г. во Франции культ Верховного Существа.
Наивысшего своего выражения концепция естественной религии находит в творчестве Юма. Критикуя религиозное сознание, он ищет его причины не в Откровении, а в психологии. Источником религии по мнению Юма является «тревожный страх за будущее», присущий человеческой природе. Именно феноменология повседневных надежд и чаяний ведет нас к признанию наличия сверхмировой причины («Причины вообще»), почитание которой и является для Юма естественным проявлением человеческой природы.
В немецкой классической философии отголоски идеи Е.р. можно обнаружить в «Критике практического разума» Канта, в творчестве Фихте. Наиболее полная критика Е.р. содержится в «Лекциях по философии религии» Гегеля (который в ранний период своего творчества, правда, отдал дань увлечению этой концепцией).
Сторонником Е.р. выступал Г.В. Лейбниц, разделивший религию на лежащую в границах человеческого разума и религию откровения. Сущностью Е.р. у Лейбница оказалось стремление к Богу как Высшему существу. Сначала это стремление является инстинктивным, оно составляет элемент любой религии, поэтому Е.р. — психологическая основа всякой позитивной религии. Естественная мораль и Е.р. имеют общий исток и полностью согласуются друг с другом. Человек не создает свое представление о Боге, но развивает представление, изначально заложенное в его душе, — вечную основу, общую для всех.
В дальнейшем концепция Е.р. развивалась в деизме, во фр. (Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо), англ. (А. Коллинз, Дж. Тиндаль) и нем. (Г.Э. Лессинг) Просвещении
Руссо в «Эмиле» («Исповедь веры савойского викария») описывает «истинно-естественную религию», которая должна способствовать сосуществованию людей в границах общего блага. В его Е.р. есть только два догмата: существование Бога и бессмертие души. К этим заповедям религии человечества в Е.р. добавляется еще признание священности общественного договора и законов.
Лессинг, как и все сторонники Е.р., жестко противопоставляет этический и догматический аспекты религии. Цель Е.р. — «признать Бога, принимая во внимание самые достойные знания в каждом нашем действии и мысли» («О возникновении религии откровения»). Ни одна позитивная религия не может считаться истинной в полном смысле этого слова, каждая из них — выражение религии разума, разработка ее усилиями данного народа на определенной ступени культуры. В развитии религии разума проявляется Божественный план воспитания человека.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 10.07.2010
Комментарии и Отзывы