1. Ориентация слушателей на начало фраз: начальные элементы фраз воспринимаются лучше, чем срединные и конечные.

2. Длина фраз не имеет особенного значения примерно к уровню 11 слов. С удлинением фраз за эту границу возникают ошибки в восприятии.

3. Сжатость сама по себе не гарантирует лучшего понимания. В некоторых случаях удлинение высказывания приводит к более точному восприятию.

Последний вывод заслуживает особого внимания, ибо он парадоксально противоречит одному устойчивому в теории радиовещания неточному положению. Поскольку вещание устное, утверждает он, отличительной чертой радиоматериалов должны быть простота и ясность. Это так, но слова эти в основном употребляются как синоним сжатости. Сжатость или продолжительность в сообщении многие радиожурналисты, не колеблясь, отдадут преимущество первому. И такой ответ нельзя считать правильным. Ни сжатость, ни продолжительность не являются самыми важными факторами коммуникативности. В некоторых случаях сжатость, так же как и чрезмерная усложненность мысли, ведет к неправильному или неполному понятию речевого сообщения.

Как мы отметили, слуховое внимание очень неустойчивое, в этой связи доходчивость того или иного материала определяется тем, насколько он позволяет слушателю, пользуясь контекстом, заполнить пропущенные элементы в содержании того или иного сообщения. Явление, когда сигналы могут быть лишними для понимания основного содержания материала, называется в теории информации чрезмерностью.

Значение чрезмерности можно показать на примере наших собраний. Много говорят – информации почти никакой. Однако встречаются и другие случаи: выступающий говорит так сжато и коротко, что слушать его трудно из-за постоянного напряжения внимания. Что-то помешало – и потерял логику. Это потому, что чрезмерность выступления малая, а контекст очень сжатый, не помогает восстановить пропущенное.

Мешает восприятию шум в канале передачи, а также окружающий звуковой фон. Это то, что один не хотел бы передать, а второй не хотел бы слышать.

Исследуя слуховое восприятие, французский ученый А. Молль вырезал с магнитной записи отдельные звуки, части слов или целые слова, затем эту пленку давали прослушать участникам эксперимента. Выяснилось, что максимум текста, который можно было выбросить, чтобы в целом сообщение понимали слушатели, превышал 50 процентов. Это была чрезмерность текста.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?