Заменяя человеческую речь, музыка и шумы могут выполнять следующие функции: 1) обозначение места и времени действия; 2) обозначение перемещения действия во времени и пространстве; 3) выражение эмоционального характера описываемого события; 4) выражение психологического состояния участников события или самого журналиста.
Опыт показывает, что мера смыслового и эстетического воздействия любой радиопередачи в значительной степени зависит от цельности и интонационной структуры, от точности в соотношении всех его звуковых элементов – слова, музыки и шумов.
Как уже отмечалось ранее, документальные записи включают в себя человеческую речь, музыку и шумы, отражающие реальную звуковую атмосферу жизни в том или ином конкретном месте, в то или иное конкретное время.
Они могут выступать в двух формах: 1) как выразительное средство, помогающее корреспонденту наиболее достоверно рассказать о происходящем событии; 2) как фонодокумент, выступающий самостоятельным или дополнительным аргументом для доказательства подлинности фактического материала.
Назовём наиболее распространённые способы включения текстового документа в передачу, а именно введение одного или нескольких документов: 1) для придания содержанию передачи большей достоверности и масштабности; 2) в качестве сюжетно-смысловой основы радиосообщения; 3) в качестве одного из двух структурообразующих элементов (по принципу параллельного сюжета); 4) в качестве материала для инсценирования.
Наиболее сложным является вопрос об использовании фонодокумента как материала для инсценирования. Художественную организацию материала вообще и обработку документа в процессе его включения в ткань передачи, нельзя смешивать с встречающейся в практике подменой реальных событий вымышленными фактами и обстоятельствами. В этом случае искажается сам принцип документализма, лежащий в основе радиопублицистики. Документ может быть «разыгран», чтобы конкретный факт поднялся до обобщения, но вымысел не может выдаваться за документ.
Стилеобразующие средства радиожурналистики
Выше уже отмечалось, что стилеобразующие средства радиожурналистики непостоянны, могут меняться как из-за технической оснащённости, так и из-за особенностей творческой индивидуальности журналиста. Поэтому раскроем наиболее распространённые из них.
Реверберация – с помощью пульта управления процессом звукозаписи журналист может придать звучанию голоса или записи события дополнительную объёмность, эффект «эха». Этот приём часто используется для того, чтобы сконцентрироватъ внимание слушателя на речи персонажа, на какой-либо фразе журналиста или звуковой детали события.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 23.07.2010
Комментарии и Отзывы