Организация МЧС, история, этапы развития

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы в России произошли радикальные изменения не только в геополитической и военно-стратегической обстановке, но и во взглядах на природу и характер чрезвычайных ситуаций, которые продол¬жают усложнять нормальную жизнь нашей страны. Дестабилизируют обста¬новку военные конфликты на территории бывшего СССР и России. Мировой и отечественный опыт показывают, что на современном этапе ЧС стали более частыми.

Только в 1995 году на территории России зарегистрировано около 1,5 тысяч чрезвычайных ситуаций достаточно крупного масштаба, в том числе 433 природного, 1025 техногенного и 16 другого характера, при этом серьезно пострадало 50 тысяч человек, 4400 из них погибло. Затра¬ты на возмещение материального ущерба и ликвидацию последствий стихий¬ных бедствий составили свыше 1 триллиона рублей. Вооруженный конфликт в Чечне и катастрофическое землетрясение в Нефтегорске, трагедия с са¬молетом Ту-154 в Хабаровском крае, сильнейшее наводнение в Свердловс¬кой области и разрушительный ураган на Дальнем Востоке, Югославия и Танзания, вот далеко не полный перечень участия сил и средств МЧС за 1995 год. Нынешний год не принес утешения в этой области. События пос¬ледних месяцев показывают, что показатели 1996 года будут не на много меньше прошедших лет.

Деятельность, связанная с техногенным, экологическим и природным рисками, стала рассматриваться не изолированно, а как неотъемлемая функция безопасности государства. Все это представляет объективную не¬обходимость усиления внимания к решению проблем, связанных с чрезвы¬чайными ситуациями, причем, как показал опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, других чрезвы¬чайных ситуаций – на самом высоком государственном уровне.

В решении трудных задач, стоящих перед страной, определенная роль отводится РСЧС. Эта роль тем более важна, что последствия аварий, ка¬тастроф, стихийных бедствий, всевозможных конфликтов заметно усугубля¬ют и так непростое социально-экономическое положение, не говоря уже о тех потерях и ущербе, которые ложатся бременем на бюджет страны.

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГО-РСЧС, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание “К насе¬лению Петрограда и его окрестностей” устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.

Историки определили март 1918 года изначальным этапом (первым) развития ГО в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в пос¬ледовательной индустриализации и связанным с с ней техническим перевооружением системы МПВО, а также с появлением первых признаков военной опасности со стороны Германии.

На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общего¬сударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.

Содержанием второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.

МПВО выделяется в самостоятельную систему оборонно-массового ха¬рактера для решения широкого круга оборонных задач под общим руководс¬твом СНК в центре и Органов Советской власти на местах.

Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Оте¬чественной войны.

Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состо¬яние войск.

Гражданская оборона страны из местной перерастает в стратегичес¬кую задачу страны.

Четвертый этап (июнь 1945 – июль 1961 г.г.) этап совершенствова¬ния МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты насе¬ления и народного хозяйства от применения ОМП в условиях начавшейся “холодной войны”.

На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнитель¬ные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и ра¬йонов.

Пятый этап (июль 1961 – сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глу¬бокими структурными изменениями МПВО.

Шестой этап (октябрь 1971 – июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета.

Руководство ГО было возложено на МО СССР.

Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со сто¬роны советских и военных органов управления министерств и ведомств.

Подтверждение тому вы увидите в ходе дальнейших занятий на УЭК нашей Академии.

Седьмой этап (август 1987 -декабрь 1991 г.г.) является этапом по¬зитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания “холодной”

войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологичес¬ких и хозяйственных проблем.

На ГО возложены задачи по защите населения и территорий от сти¬хийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.

Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с уп¬разднения гос.структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), в которую органически вошло ГО РФ.

Более детально остановимся на современном положении дел в РСЧС.

Рубрики: | Дата публикации: 19.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?