Звучание репортажа. Оно во многом определяет успех или неудачу материала. Один и тот же текст, прочитанный в студии, в жилой комнате со множеством вещей, в пустом школьном классе, на улице, в лесу, звучит по-разному. Вот оно – «звучание помещения». Когда мы пренебрегаем им и потом «дописываем» к репортажу свой текст или еще одного выступающего, то и получаются «скачки», «провалы», «рваные места» в репортаже.

Константин Ретинский на встрече с журналистами белорусского радио рассказывал, как он «нашел» звучание репортажа из пушкинского села Михайловского: просто ходил по дому Пушкина, выходил во двор, шел по аллее к могиле поэта и все это время читал его стихи. И вместе со стихами «звучали» комнаты, в которых жил великий Пушкин, «звучало» Михайловское.

Итак, слово или фон? И то, и другое. Потому что радиорепортаж – это слово, произнесенное не в тишине студий, а на заводе, в поле, в лаборатории, в театре, музее, в школе – там, где «звучит» жизнь.

Как вести запись: по тексту или без текста?

Ю. М. Бокач: – Однажды мне предложили подготовить репортаж из одной школы, с которой был дружен известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Прихожу к директору этой школы – заслуженному учителю республики, кандидату педагогических наук, образованному человеку, прекрасному собеседнику:

– Михаил Афанасьевич, хочу, чтобы вы мне рассказали о своем друге и коллеге – Сухомлинском.

– Хорошо, сейчас напишу, – привычно берет лист бумаги, карандаш.

– Нет, – объясняю, – мне ваш рассказ нужен, не выступление.

– Я и расскажу по бумаге.

И как я его не убеждал (мол, все и без бумаги получится), все равно написал и прочитал. И хоть прочитал хорошо, как будто бы рассказал, ни я, ни он не были удовлетворены.

По тексту или без текста? Я исключаю тот случай, когда собеседник является официальным лицом, и ему приходится излагать важную проблему, точно и кратко формулируя свои мысли. Я беру «обыкновенный репортаж».

Когда-то один мой старший и более опытный коллега брался быстро и хорошо научить меня делать репортажи по тексту: пишешь «заготовку» (тему материала, о чем хочешь говорить, что будешь спрашивать у собеседников), на месте, сообразно речевой стилистике выступающих, готовишь им текст, некоторое время на репетицию и добиваешься «живой» интонации. «Репортаж» готов.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?