Жизнь как мировоззренчески общезначимая научная проблема

ЖИЗНЬ — 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма Ж. мыслится как им-манентное свойство праматерии, фактически синони-мичное бытию, — в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей «косной» материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перводвигате-ля как источника «силы», приводящей ее в движение). 2) Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию «жизненного мира» и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бы-тия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); «жизненный порыв» как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутрен-нее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель).

3) Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к само-регуляции, росту, размножению и адаптации к услови-ям среды. Жизнь является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего биологии. Вопрос о сущности жизни и ее определения был и ос-тается предметом дискуссий различных философских и естественно-научных направлений.

Со второй половины 20 в. стали отчетливо прояв-ляться два основных подхода к определению Ж. — суб-стратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности Ж. обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассмат-ривают Ж. с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представле-ния о природе материального носителя Ж., которым является целостная система взаимосвязанных биопо-лимеров — белков, нуклеиновых кислот и др. Совре-менной наукой обосновано положение о многообразии форм Ж. и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организован-ности. При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: организменный, популя-ционно-видовой, биоценотический и биосферный. Ориентация исследователей на познание особенно-стей того или иного уровня организации живого приве-ла к вычленению уровней познания, исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказал-ся уровень, связанный с познанием молекулярных ос-нов Ж. Его осуществление привело биологию к эпо-хальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж., их универсальности для всего живого. Воз-можности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современно-го научного знания подвели его к необходимости пере-хода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого. Объектом исследования стано-вятся атомный и электронный уровни организации структур живого. Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал посчитал необходимым включить в опре-деление сущности Ж.: «Жизнь есть частичная, непре-рывная, прогрессирующая, многообразная и взаимо-действующая со средой самореализация потенциаль-ных возможностей электронных состояний атомов». Другой тенденцией в познании сущности Ж. является исследование особенностей ее проявления на надор-ганизменных уровнях организации живого. Эту тен-денцию обосновал еще Вернадский. В системе своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения «совокупностей организмов», их комплексов, что позволит открыть «новые свойства жизни», ее «про-явления» на биоценотическом и биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования опреде-ляется не только познавательными задачами, но и за-дачами сохранения Ж. на Земле. Отличные от естест-венно-научных, воззрения на проблему Ж. предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные фило-софские концепции, акцентирующие проблематику че-ловека и его предназначения в мире, а также специ-ально осмысливающие феномен смерти. (См. также Философия жизни, Жизненный мир.) .

Человек часть бытия, и универсальные закономер-ности последнего пронизывают его индивидуальное бытие. Эволюционное возникновение живого из нежи-вого, смена и взаимообусловленные трансформации разных форм жизни, переход от живого к неживому — подобные процессы безусловно относятся к универ-сальным природным закономерностям. Жизнь обла-дает удивительным свойством: индивидуальная жизнь невозможна вне универсального потока жизни, вне то-го, что В.И.Вернадский называл “живым веществом планеты”.

Статья 3 “Всеобщей декларации прав человека” провозглашает, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Жизнь следует воспринимать как величайший дар ма-тери-природы или Бога-отца, как то, что лежит в осно-ве всего реализованного или возможного для челове-ка.

Философская антропология придает важнейшее значение такому аспекту жизни человека как ее пере-живание. Алеша Карамазов взывал “полюбить жизнь больше смысла ее”.

В учении А. Швейцера центральным понятием яв-ляется благоговение перед жизнью. Человек достига-ет подобного душевного состояния в результате не-простого пути самосовершенствования. Иной подход в концепции Э.Уилсона: биофилия предстает уже как влечение — врожденная любовь к жизнь. Он связывает биофилию с взаимным альтруизмом и групповым от-бором. Причины того, что биофилия зачастую оттес-няется на второй план жесткими правилами и нравами реальной жизни, связаны с дефектами цивилизации и культуры.

Человек рождается, живет и умирает… Это знают все. Однако важно добавить, что многие люди умира-ют, так и не успев родиться. Ведь рождение челове-ка не сводится к чисто биологическому процессу появ-ления на свет из материнского чрева. Подлинное рож-дение человека происходит лишь тогда, когда он на-чинает постигать высокие смыслы, заложенные в нем самом и окружающем мире; пробуждает в себе спо-собность творить по законам мудрости, добра и красо-ты; устремляется ко все более высоким вершинам са-мосовершенствования.

Важнейшие показатели заложены в понятии каче-ство жизни: это и продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), и состояние его физического и психического здоровья, и отклоне-ния окружающей среды от желательных параметров, и уровень образования, и качество пищи и медицинского обслуживания.

Неизбежными спутниками самой жизни являются старение и смерть. И подобно тому, как жизнь сущест-вует на биосферном и космическом уровнях, на них существует и смерть. Смерть индивидуальных орга-низмов неизбежна для естественного отбора и про-грессивной эволюции. Поэтому смерть (не связанная с болезнями или несчастными случаями) столь же есте-ственна, как и жизнь.

Понятием смерть, противостоящим понятию жизнь, лучше обозначать прекращение существования инди-вида (особи) или совместного существования их сово-купности. Говоря же о прекращении существования популяции или вида, как правило, называют это выми-ранием.

Что касается смерти человека, то принято в ней различать два основных этапа — клиническую смерть и следующую за ней биологическую. Именно послед-нюю можно считать истинной смертью, при которой необратимо прекращаются физиологические процессы во всех основных органах и тканях. А при «клиниче-ской смерти» функционирование совокупной целост-ности основных жизнеобеспечивающих систем про-должается, и было бы правильней подобное состоя-ние называть «клинической жизнью».

Невозможно постичь суть и смысл жизни, не по-стигнув суть и смысл смерти. Обостренное пережива-ние жизни порождено предчувствием и знанием своей смертности. Духовно зрелому человеку дано знать о своей временнoй конечности, осознанно или бессоз-нательно соизмеряя с ней всё своё смыслозадающее поведение.

Вот почему можно согласиться с утверждением, что “в диалектическом развитии философской антро-пологии положение о смерти есть первое” (Landsberg P.L., S.707).

Своеобразное отношение к смерти было у Фейер-баха. Так как человек природное существо, он ничего не может поделать с этим неизбежным естественным процессом. Поэтому естественная смерть не есть зло. Более того, “смерть есть самый решительный коммунист: миллионера она приравнивает к нищему, императора к пролетарию” . Бессмертие возможно не для человека, но лишь для рода. Эгоизм же человека, жаждущего неограниченного существования, может быть заменен альтруизмом нравственного бессмер-тия.

Совершенно иной подход характерен для фило-софско-идеалистических и религиозных учений. Уже в учении Платона важную роль играет идея бессмерт-ной души. В христианстве к ней добавляется идея полного восстановления (воскрешения) триединства духа, души и тела. Традиционная христианская пози-ция (включая Вл. Соловьева) признает в смерти по-следствие греха. Однако Н. Федоров и его последова-тели отказались от идеи личного спасения, противо-поставив ей “дело” всеобщего спасения. Они считали смерть результатом определенного “незнания”, ме-шающего выполнить главную задачу, стоящую перед людьми, — участие в реализации божьего замысла, ко-торый включает воскрешение умерших (“патрофика-цию”) и достижение всеобщего бессмертия.

Общественное сознание, кардинально противопос-тавляя жизнь и смерть, в то же время обычно связы-вает их между собой. Как отмечает А.А.Брудный, пра-логическое мышление, противопоставляя их, в то же время отождествляет смерть и сон; подобно сну, кото-рый сменяется пробуждением, смерть сменяется вос-крешением. Такое сочетание, имеющее архетипиче-скую основу, можно обнаружить в различных религи-озных культурах. Хотя человек не имеет собственного опыта рождения и смерти, последние запечатлены в коллективном бессознательном. Врожденный страх смерти начинает проявляться уже у ребенка. Этот страх сопровождает ряд болезней (напр., стенокар-дию) и даже служит их симптомом. По З.Фрейду, сек-суальный инстинкт и влечение к смерти являются фундаметальными бессознательными психическими силами. В классическом психоанализе Танатос гене-тически связан с естественным отбором, а Эрос — с по-ловым отбором как важнейшими факторами человече-ской эволюции.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?