Взаимосвязи между философией и специальными науками.

Невозможно решать глобальные проблемы (продовольственную, экологическую, энергетиче-скую, демографическую и др.), игнорируя цело-стность и взаимозависимость современного мира. И здесь плодотворную эвристическую роль могут играть принцип универсального развития и принцип всеобщей связи. Они не изолированы друг от друга, а сплетены воедино.

Порою считают, что научно обоснованное цельное мировоззрение можно приобрести, изу-чая основные выводы всех наук.

Так понимает философию позитивизм, по существу отрицая ее как самостоятельную науку.

«Курс положительной философии» Огюста Конта или «Синтетическая философия» Герберта Спенсера есть не что иное, как резюме главных выводов всех или некоторых важнейших специ-альных наук.

Получается, что мир без остатка разделен на области изучения отдельных наук. Поэтому для философии не остается более особого предме-та.

Однако это мнение ложно.

Наука в настоящее время охватывает такое множество знаний, что фактически даже самые всеобъемлющие умы не в состоянии охватить всего существующего знания.

Энциклопедия научного знания существует лишь в лице совокупности всех наук, совместно разрабатываемых множеством ученых, и вме-ститься в одно сознание не может.

Если мы суммируем итоги отдельных наук, то они составят набор противоречивых суждений.

Поэтому нужна особая наука, которая уяс-няет и проверяет высшие общие посылки и понятия всех специальных наук и т. о. созда-ет систему цельного знания.

Она уясняет, например, что такое «причинная связь» вообще, как она возможна, какие виды ее могут быть в разных областях бытия, каково от-ношение между внешней причиной и целью и т.п.

Такая наука и есть философия.

Иначе говоря: изучая целое только в его час-тях, мы не познаем его, даже изучив его части, ибо целое есть не простая сумма частей, а их единство, т. е. система отношений между час-тями (…)

Никакое знание не может считаться готовым, законченным и достоверным, пока оно не сопос-тавлено с др. знаниями и не выражено в непро-тиворечивой универсальной системе знаний .

Принципы, законы и категории диалектики плодотворны в научном анализе самых различ-ных явлений.

Диалектический метод пронизывает частные научные методы, применяемые конкретными науками на тех или иных этапах познавательного процесса, связывает их в единую систему.

В частности, он обеспечивает подлинное единство структурного, функционального и гене-тического методов. Применение этих методов возможно и на иной методологической основе. Однако именно диалектический подход позволя-ет успешно избежать их разобщенности и помо-гает их творческому взаимообогащению.

См. также файл Науч философия

Смыслообразующей сердцевиной антич-ной культуры были мифология и философия;

средневековой культуры – религия;

культуры возрождения – искусство;

начиная с культуры Просвещения – наука.

В современной техногенной культуре приоритетная роль принадлежит прикладной науке и практическим технологиям, а ориентирована она в основном на материальные ценности.

Современную ситуацию специалисты характеризуют, обозначая термином «глобальный экологический кризис».

Такой поворот в цивилизационном развитии впервые был зафиксирован в докладах Римского клуба. Важнейшие ре-зультаты ученых, работающих в области глобалистики, были изложены в материалах конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро и в новом докладе «Фактор четыре».

В этой связи науку следует рассматривать не только как теоретическую модель действительности, не отвлеченно от жизни, а в контексте современной цивилизационной ситуа-ции.

Рубрики: | Дата публикации: 29.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?