ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В РАДИОВЕЩАНИИ

— Формообразующие средства в радиовещании.

— Стилеобразующие средства радиожурналистики.

— Выразительные средства FM-радиостанций и «Радио-1».

Анализ практики.

Журналистов, пишущих для радио, всегда интересует вопрос, насколько возрастает эффективность радиопередачи, мера ее воздействия на аудиторию при наиболее точном мастерском выборе комплекса выразительных средств, накопленных в арсенале радиожурналистики. Известно, что успех программы зависит не только от того, насколько содержательно журналист рассказывает о событии или об окружающем мире, но и от того, насколько эмоциональным является его рассказ.

В разные годы в практике вещания прослеживались разные тенденции. Кто-то ратовал за наименьшее использо¬вание выразительных средств в программах, кто-то – за умеренное введение их в ткань передач, «дабы не дискредитировать содержание». Лишь по прошествии некоторого времени началась существенная борьба с монотонностью радиосообщений. К основным выразительным средствам (слово, музыка, шумы, монтаж) добавились такие, как голосовой грим, звуковая мизансцена, приём «буратино», реверберация и другие. Все они ориентированы прежде всего на слуховое восприятие, воздействуя на воображение человека, возбуждая фантазию, стимулируя чувства и тем самым дают работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. В силу своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателями.

В связи с этим необходимо определить, что такое «звуковой образ». В учебнике «Радиожурналистика» под редакцией А. А. Шереля дается следующее определение. «Звуковой образ – это совокупность звуковых элементов (речи, музыки, шумов) создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере человека» . Поиск оптимального сочетания этих элементов в каждом конкретном случае и составляет суть творчества радиожурналиста, его индивидуальность, неповторимость, профессионализм. Путь формирования звукового образа – процесс эволюции радиовещания начался с банального деления «на голоca» – мужской и женский. Это был первый шаг, положивший начало борьбы с монотонностью. Затем в ткань передачи стали вводить музыку и шумы. Следующий этап – усложнение драматической композиции, создание в определенных пропорциях элементов различных жанров, относящихся к документальному и художественному видам вещания, становление радиорежиссуры как профессии.

Специалисты выделяют две группы выразительных средств, находящихся в неразрывной связи друг с другом: 1) формообразующая; 2) стилеобразующая.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?