Вопрос о взаимоотношении греческой и римской культур

Автор: Scientist | 25.06.2010 | 10:22 | В рубриках: Лекции по культурологии

Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины и другие греческие города слушать лекции прославленных ораторов и философов. Еще в эпоху Республики римская культура стала двуязычной.

Вопрос о взаимоотношении греческой и римской культур является достаточно проблематичным в научной литературе. Еще Освальд Шпенглер относил все явления, связанные с Римом, к “эпохе цивилизации”, когда “душа культуры” теряет свою способность создавать новые духовные ценности. Вслед за Шпенглером и другие исследователи античности отрицали самобытность римской культуры. Но в научной литературе существует и другая, подкрепляемая убедительными аргументами, точка зрения, которая настаивает на оригинальности, самобытности культуры Рима.

Так, отечественный исследователь античной культуры Е.М. Штаерман считает, что римская культура представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными явлениями. При этом “встреча” двух культур была тем более значительной вследствие их существенного сходства. Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины; весь строй ее предопределял шкалу основных ценностей, которыми так или иначе руководствовались все граждане полиса. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива, служить которому — долг каждого гражданина; идея верховной власти народа; идея свободы и независимости как для города, так и для граждан (при всем различии в толковании свободы она всегда противопоставлялась рабству); идея теснейшей связи гражданской общины с ее богами и героями, пекущимися о ее делах, подающими знаки своей воли, но никогда не воспринимавшимися как верховные грозные боги других народов.

Такое восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, поиску, не связанному догмами и канонами. Имело значение и отсутствие особого жреческого сословия. Важно и то, что политическая жизнь как греческих полисов, так и Рима, стимулировала развитие ораторского искусства, умения убеждать, логического мышления, во многом определившего методы философии и науки.

Но Рим во многом отличался от греческого полиса. Постоянные войны с соседями в значительной мере определили организацию, строй жизни и саму историю Рима. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический и победоносный народ. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Война, железная воинская дисциплина требовали воинских добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Абсолютная власть главы фамилии (семьи) с детства приучала юношей к беспрекословному повиновению, к отсутствию собственной инициативы, собственного суждения. Под руководством отца они изучали ремесло воина и земледельца, обязанности гражданина и значительную часть жизни проводили в военных походах.

Спасибо вам за добавление этой статьи в: