В этом случае смысл усваивается с трудом. Но когда журналист, повествуя о ходе исследования, как бы вводит слушателя в лабораторию, он помогает ему «увидеть» и понять результаты.

Этой цели – активизировать внимание аудитории – служит прямое обращение к радиослушателям. В одной из передач, объясняя, что глюкоза – универсальный сахар, годный в пищу и человеку, и животным, и микроорганизмам, ученый Национальной академии наук говорит: «Вы можете на этой глюкозе делать любые аминокислоты, скажем, аминокислоты, нужные, допустим… для введения в кровь человека, который сильно заболел… Вы можете на глюкозе выращивать микроорганизмы, продуцирующие антибиотики».

Но какие бы приемы ни использовались, они не гарантируют успеха, если не учитывать образовательные, профессиональные, наконец, психологические особенности тех, к кому обращаются участники передачи. Аналитическая разработка той или иной темы в журналистском выступлении на радио должна учитывать ее конкретный адрес, то есть особенности определенных структурных групп аудитории.

В теории популяризации современная потенциальная аудитория делится на четыре группы. К первой относятся лица, не получившие систематического образования. Во вторую можно включить особо интересующихся данной областью знания и в порядке самообразования получивших о ней некоторое представление. Третью группу составляют специалисты отдаленного профиля, четвертую – специалисты смежного профиля.

Различны причины, побудившие каждую из групп обратиться к передаче, в которой популярно рассказывается о науке и технике. Различна и сфера применения полученных сведений. Они могут пригодиться для повышения общего образовательного уровня. Их можно использовать в профессиональной деятельности, наконец, воспринятая информация может стать импульсом собственного творчества радиослушателей.

Разумеется, обращаясь к миллионам, чрезвычайно трудно определить конкретный адрес радиопередачи в целом. Но чем точнее суждения о характере аудитории, тем эффективнее обеспечивается целенаправленность выступления, вернее определяются принципы отбора материала и система объяснений.

Рассмотрим несколько характерных для аналитических радиопередач примеров. Вот, на наш взгляд, не совсем правильно выбран автором-журналистом подход к оценке степени подготовленности широкой аудитории восприятия специалиста в его проблемном интервью.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?