Управление

Под управлением можно понимать функцию некой подсистемы, которая играет особую гла-венствующую роль, определяя в значительной мере как поведение системы в целом, так и по-ведение ее некоторых подсистем. На разных ор-ганизационных уровнях управление представле-но по-разному. Особо ярко оно проявляется у высокоорганизованных систем. На остальных уровнях – менее явно.

Следует ли считать любое доминирующее действие одного объекта на другой управляю-щим действием? Можно ли говорить о физиче-ском управлении одних физических тел другими физическими телами? Управляет ли Солнце движением планет Солнечной системы? Спе-циалисты не дают на эти вопросы однозначный ответ.

Тем не менее, можно считать, что самые эле-ментарные формы управления существуют уже на клеточном уровне многоклеточных организ-мов. На более высоких уровнях его роль стано-вится более явной и существенной. Значимость процессов управления резко возрастает при пе-реходе на социальный уровень.

В материально-технической сфере управление развивалось, пройдя несколько этапов. На на-чальном этапе контролировались отдельные ха-рактеристики механизмов, такие как, скажем, температура, давление, скорость протекания процесса. Затем удалось перейти к автоматиче-скому регулированию отдельных агрегатов. На-конец, появилась возможность управлять много-агрегатными техническими системами, автодо-рожным, железнодорожным, водным и воздуш-ным транспортом в целом. Подобные сложно ор-ганизованные системы уже невозможно рассмат-ривать как чисто технические. Их поведение в огромной степени зависит от деятельности лю-дей, становящихся их наиважнейшей составной частью.

В управлении заложена такая возможность: используя малоэнергетичные информационные процессы, можно влиять на явления, связанные с несравнимо большими энергетическими (и ин-формационными) процессами.

Как соотносятся самоуправление и самоор-ганизация? Сравним самоорганизованную и са-моуправляемую системы. И та, и другая, в луч-шем случае, — это открытые системы, в значи-тельной мере не зависимые от внешнего окруже-ния. Внутренняя структура самоуправляемой системы обязательно включает управляющую и управляемую подсистемы. Самоорганизованная система обладает более равномерным распре-делением управляющих и управляемых характе-ристик между всеми основными подсистемами (или даже между всеми элементами).

Остановимся подробнее на социальном управлении, как особом типе управления. Дело в том, что социальная жизнь невероятно услож-нилась. Поэтому управление на научной основе экономикой, политикой, материально-техническими процессами, да и самой наукой, короче говоря, обществом в целом превратилось в обязательное условие его выживания и нор-мального развития.

Социальное управление в обязательном по-рядке требует:

1) установить стратегическую цель развития;

2) выделить его основные этапы и их цели;

3) составить соответствующие программы реше-ния промежуточных задач и т.д. Развитие без цели становится хаотичным шараханьем из сто-роны в сторону, грозя трагическим концом.

Управленец в своей деятельности: а) планиру-ет; б) организовывает; в) контролирует.

Эффективное управление подразумевает опе-режающее воздействие на те процессы, которые содержат потенциальную опасность. Одно из ос-новных управленческих правил гласит: «Управ-лять – это значит предвидеть».

Социальное управление может быть жестким (тоталитарным) и пластичным (демократиче-ским). При жесткой форме функции и цели зада-ются «сверху» (причем они в значительной мере однозначны и непосредственны).

Пластичная форма управления исходит из то-го, что люди – свободные личности, и лучше их направлять, чем управлять ими. Управлять следует в большей мере не самими людьми, а процессами, в которые они вовлечены. Путь со-трудничества плодотворнее манипулятивных технологий.

При таком подходе учитываются также отда-ленные цели и инициируется творчество в управляемых подсистемах. Хороший руководи-тель, поддерживая частные инициативы, способ-ствует тому, чтобы коллектив динамично разви-вался. Он и сам подает идеи, призванные «встряхнуть» устоявшиеся шаблоны (встряхнуть не катастрофически, не приводя к хаосу, а уси-ливая творческие импульсы коллектива). В демо-кратически управляемом сообществе цели об-щие, действия совместные, ответственность персонифицированная.

Можно выделить типы людей, в большей или меньшей степени соответствующие выделенным формам управления: люди исполнительные (склонные к репродуктивной деятельности) и лю-ди творческие.

Грамотное и демократичное социальное управление немыслимо без учета общественного мнения.

Важная проблема в социальном управлении – это поиски оптимального соотношения между:

а) Централизацией и децентрализацией.

б) Интеграцией и дезинтеграцией. В современ-ном мире продолжают усиливаться интегратив-ные процессы и устремленность к целостности. Унифицируются формы и образ жизни (так, напр., развиваются единая информационная сеть, транснациональные корпорации). В то же время, наблюдаются тенденции к сепаратизму и желание хоть как-то отличаться от других наций и государств.

в) Управлением на глобальном, федеральном и местном уровнях.

г) Государственным управлением и участием в управлении гражданского общества (обществен-ности).

Процессы социальной организации и управле-ния связаны с нравственным и правовым регу-лированием. Можно даже сказать, право – это государственно узаконенный механизм реализа-ции принимаемых социальных решений.

Канадский футуролог профессор А. Тафф про-вел масштабную ролевую игру со студентами около десятка стран, попросив их поставить себя на место людей будущего и предложить какие-то рекомендации. Проанализировав и обобщив ог-ромный материал, он смоделировал письмо из будущего. Что касается управления, нашим со-временникам высказываются такие пожелания: «Пожалуйста, создайте эффективную основу для приоритета общественных установок в принятии решений на местном, региональном, глобальном уровнях. В частности, уделяйте особое внима-ние:

1) тем традициям управления, которые делают акцент на долгосрочной глобальной перспективе и нуждах всех поколений;

2) тем способам управления, которые хорошо воздействуют на масштабные взаимосвязанные проблемы;

3) глубокому знанию того, как добиться благо-получного будущего;

4) разнообразным возможностям для каждого человека получать максимум информации и уча-ствовать в различных аспектах управления;

5) вовлечению в процесс решения проблем наилучших идей и людей, независимо от пола, расы, общественно-экономического статуса, культурной принадлежности и иных несущест-венных характеристик;

6) свободе от коррупции;

7) всеобщему духу сотрудничества и общест-венной ответственности руководителей и граж-дан друг перед другом, не допуская превращения процесса решения любой проблемы в арену сражений;

8) эффективным гражданским и общественным институтам» .

Рубрики: | Дата публикации: 02.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?