Управление католической церковью.

Если восточное христианство не имело и не имеет единого предстоятеля (православных патриархов несколько), то у ка¬толической церкви есть глава — римский папа. Его роль и по¬ложение существенно отличаются от положения патриархов: папа обладает практически неограниченной духовной властью. В 1870 г. при папе Пии IX, который управлял католиками в очень сложной политической обстановке, I Ватиканский собор принял догмат о папской безошибочности в вопросах веры и нравственности. То есть, в отдельных случаях папа может говорить «голосом самой Церкви» и против мнения всех. Не¬которые исследователи считают, что так был создан прецедент непогрешимости пап, хотя реально это исключительное право использовалось папами чрезвычайно редко.

Полный титул римского папы звучит так: Епископ Рима (духовный глава церкви «вечного» города Рима и окрестностей), Наместник Иисуса Христа, Преемник Князя Апостолов (то есть святого Петра, казненного в Риме и, согласно католи¬ческому преданию, основавшего папство), Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада (этот «восточный» патриарший титул тоже по вполне понятным соображениям не¬обходим папству), Примас Италии (глава итальянской церк¬ви), Архиепископ и Митрополит Римской провинции, Монарх Ватикана (правитель маленького государства на тер¬ритории города Рима, обладающий в нем всей полнотой власти: законодательной, исполнительной и судебной). Иногда папу на¬зывают Понтификом (такой титул носил глава жреческой кол¬легии в Древнем Риме), а период его правления понтификатом. Самый длинный понтификат — у Пия IX (XIX век). Он про¬длился 32 года. Самый короткий — всего три дня. Умерший через три дня после избрания папа Стефан II (VIII век) так и не был внесен в официальные списки. Папе помогают управлять викарии (помощники), а также специальный правительственный орган — Римская курия (слово курия первоначально означало совокупность десяти патрицианских родов в Древнем Риме).

Православные всегда резко критиковали католиков за на¬рушение апостольских принципов соборности в управлении церковью. Возможно поэтому католические богословы в пос¬ледние годы подчеркивают, что, несмотря на свою огромную власть, римский папа, как и любой патриарх восточной церк¬ви, — лишь первый среди равных. То есть избрание папы не является таинством, а Божественная благодать, которой он на¬делен, не большая, чем у других епископов. Правда, на прак¬тике различие между положением папы и патриарха любой восточной церкви очень большое. Ниже папы в католической иерархии стоят кардиналы. Это слово появилось в первые века христианства и первоначально обо¬значало духовных лиц, постоянно и неотлучно связанных со свои¬ми приходами «как дверь соединена с крюком, на котором висит». Дверной крюк по-итальянски cardo, отсюда, как можно дога¬даться, и само название титула. Кардиналы могут иметь любую степень священства, то есть быть дьяконами, священниками или епископами. Сейчас их около 150-ти. Кардиналов назначает сам папа и практически единолично. В средние века в связи с этим воз¬никали многочисленные коллизии, когда кардиналами становились родственники папы, а иногда несмышленые дети, не имевшие не только сана, но и образования… Если римский предстоятель уми¬рает, то собрание кардиналов в глубокой тайне и за закрытыми две¬рями выбирает нового папу. Отлучаться во время выборов карди¬налам категорически запрещается. И сами выборы пап не обходились без коллизий. По преда¬нию (которое часто оспаривается), однажды папой была даже избрана переодетая женщина. Папы, которые избирались незаконно или с серь¬езными нарушениями, именовались антипапами. Стремление пап к власти, как духовной, так и светской, все¬гда очень сильно проявлялось в истории. Ранний период като¬личества характеризовался соперничеством папы с императора¬ми Священной Римской империи (по сути, германскими императорами). Это соперничество принимало подчас жесткие формы, вспомните хотя бы историю взаимоотношений папы Григория VII и императора Генриха IV. В истории бывали пе¬риоды, когда власть римского папы приходила в упадок, папы попадали под власть королей, находились в плену. Случались смуты и эпизоды острой борьбы за папский престол.

Нынешний римский папа 262-й по счету — Иоанн Павел II — избран в 1978 г (он бывший польский кардинал Кароль Войтыла). За 450 последних лет это первый случай, когда папой становится кардинал не итальянского, а славянс¬кого происхождения. Иоанн Павел II ведет активную церков¬ную деятельность. Он очень заметная фигура в духовной и по¬литической жизни всего мира. Несмотря на преклонный возраст, нынешний папа совершает большие и смелые миссии. Последний его визит носил сенсационный характер. Иоанн Павел II посетил коммунистическую Кубу. Сообщество католиков на той или иной территории (иногда большой и совпадающей с границами какого-либо государства, а иногда крошечной — в масштабах одного города) называ¬ется епархией, или диоцезом. Эти церковные единицы возглав¬ляют епископы или архиепископы. Объединение нескольких диоцезов составляет митрополию, в которой главный епископ носит почетный титул митрополита. Отдельные католичес¬кие церкви в рамках больших стран называются поместными церквями. Любопытно, что католический епископ, управляющий делами като¬лической церкви в России называется апостольским администратором, а не епископом или митрополитом, так как в России есть Патриарх Мос¬ковский — глава православной церкви. Священник, возглавляющий католическую общину (округ) в некоторых странах западной Европы называется кюре (от лат. сигае — заботиться). Лиц, занимающих высшие церков¬ные должности (кардиналов, епископов), именуют прелата¬ми (букв, с лат. «выше других поставленные»). Часто в народе прелатами называли и простых католических священников.

Особыми чертами характеризуется католическое монаше¬ство. В отличие от православного оно не едино, а делится на так называемые монашеские ордены (огdо с лат. ряд, чин, порядок). Первым таким орденом был орден бенедиктинцев (IV в.). Большое число орденов возникало в связи с кресто¬выми походами в XI—XII вв. (иоанниты, тамплиеры, тев¬тонцы и др.). Монахи этих орденов были воинами-рыцаря¬ми, которые под лозунгом распространения католической веры завоевывали огромные площади главным образом на востоке (крестоносцы). В курсе истории средних веков вы уже зна¬комились с крестовыми походами и знаете, что они сопровож¬дались грабежом, варварством европейских рыцарей-мисси¬онеров. С крестоносцами, действующими в Прибалтике, пришлось столкнуться и Руси (вспомните Ледовое побоище 1242 года).

Позднее, с XIII в. появились «нищенствующие» орде¬ны — францисканцы (по имени святого монаха-отшельника Франциска Ассизского, жившего в Италии), доминиканцы (букв, по созвучию «псы господни»), ведущие свое начало от св. Доминика. Последние сыграли огромную роль в католи¬ческом образовании, из их среды вышли великие ученые и фи¬лософы (Фома Аквинский, Альберт Великий). Очень известен в истории орден иезуитов (от лат. Societas Jesu — общество Иисуса), основанный в XVI в. в Париже ис¬панцем Игнатием Лойолой, дворянином и офицером. Целью ордена было восстановление утраченного могущества католи¬ческой церкви в эпоху бурного развития Реформации. Не без помощи монашеских орденов в XIII в. для борьбы с ересями был создан специальный трибунал — инквизиция (с лат. букв, розыск). История инквизиции ассоциируется в первую очередь с жестокостью и массовыми сожжениями ере¬тиков на кострах. Излюбленным пособием инквизиторов была книга «Молот, ведьм», написанная немцами Инсисторисом и Шпренгером в XV в. В ней со ссылками на Священное Пи¬сание доказывалась необходимость жесточайшей расправы с ведьмами, колдунами и еретиками (переиздана в 1990 году большим тиражом как страшный, но очень интересный памятник истории). Инквизиция формально просуществовала до 1965 г. и защищала чистоту веры уже совершенно иными методами. Настоятелей католических мужских монастырей с V—VI веков стали, от слова Авва — отец, называть аббатами (это древнее слово имеет сирийское происхождение, но пришло в европейские языки через еврейский и греческий). Женский монастырь возглавляла аббатиса, а сам монастырь нередко называется аббатством. С XVIII века во Франции и Ита¬лии слово аббат несколько изменило смысл и стало почтитель¬ным обращением к молодому человеку, готовящемуся принять священнический сан.

Католическая церковь — чрезвычайно важный и влиятель¬ный фактор в современном мире. Нынешние католические бо¬гословы и иерархи активно участвуют в культурной, политичес¬кой и общественной жизни. Они стараются реагировать на изменения в современном укладе, активно работают в сфере об¬разования, среди молодежи.

За всю историю католичества и православия делалось не¬сколько попыток воссоединения. Одна из них состоялась на уже упоминавшемся в связи с догматом о чистилище Феррарско-Флорентийском соборе 1439 года. После долгих споров и разногласий документ об объединении был подписан иерар¬хами православной церкви, в том числе и русским митрополи¬том Исидором. Однако уния не воплотилась в жизнь: уже в 1443 году православный Иерусалимский собор предал ее про¬клятию. Исидор же по возвращении на Русь был низложен, заключен в темницу и впоследствии бежал. Константинополь¬ский патриарх, подписавший флорентийскую унию, рассчиты¬вал на помощь Рима в борьбе с нашествием турок-сельджу¬ков, которые грозили уничтожить Византию. Но Рим так и не помог, а Константинополь в 1453 г. пал под их ударами. По мнению православных, это было возмездие за вероотступни¬чество константинопольской церкви.

В 1596 г. унию с католичеством заключила православная церковь Западной Украины (бывшей тогда в составе Польско-Литовского государства). Отсюда начала свою историю уни¬атская церковь, православная по обрядам, но находящаяся в подчинении римского папы и признающая догматику като¬лицизма. В мире существует еще несколько небольших уни¬атских церквей, самостоятельно перешедших под власть папы, но сохранивших восточные православные обряды.

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?