Учение об имамате.

Это есть учение о верховной духовной власти пе¬редаваемой по наследству. Первоначально шиитское учение об имамате возникло для того, чтобы обосновать законность прав Али и его потомков на власть, затем оно приобрело первостепенное значение. Краеугольный камень шиитского учения — тезис об исключительном праве потомков пророка на власть над правоверными. Права потомков Мухаммеда следуют из принятого шиитами представления о самом характере верховной власти. Имамат (то есть верховная власть в мусульманской общине) есть установление Аллаха, власть как сакральная эманация, или божья благодать, если воспользоваться христианской терминологией, передается таинственным образом от одного имама к другому. Итак, власть имеет неземное происхождение. Из этого неизбежно следует, что: 1 Власть в мусульманском мире не может зависеть от произвола людей и не может быть выборной, как это признают в теории сунниты и как это было на практике при избрании первых халифов. Следовательно, первые три халифа — узурпаторы, незаконно захватившие власть, и только Али был законным правителем. Сунниты же всех первых халифов считают законными. Шииты не признают и сам термин «халиф». Покольку сунниты не признают этого, то шииты обвиняют их в том, что они умышленно отказались от преданий, устанавливающих права Али и даже изъяли из Корана соответствующие стихи. Правда шииты приняли канонический вид Корана в его османовской редакции, поскольку другого просто не было. Но они считают, что по приказу Османа оттуда изъяли все упоминания об Али. Поэтому шииты иначе относятся к имамам, чем сунниты к халифам, ибо существует различие между теократической властью халифа у суннитов и законным имамом шиитов. Дело в том, что понятие имамата толкуется шиитами своеобразно, приобретает особое значение. В суннитском исламе халиф является носителем государственной, административной, судебной и военной власти и становится им вследствие определенных действий людей (избрание или назначение предшественником). Шиитский имам становится таковым в силу божественного указания, переданного через Мухаммеда. Он имам по своей сущности благодаря таинственной эманации, переходящей от одного имама к другому. Иначе, суннитский халиф — начальник, шиитский имам — первосвященник, данный Богом.

В то время как халиф суннитов не являемся исключительным авторитетов в вопросах вероучения, имам шиитов напротив, не только вождь, но и учитель ислама. Он властвует и учит именем Божьим, так как откровение Божье возвещается имамом своенго времени. Поэтому имамы единственные и высшие авторитеты. Они непогрешимы и их мнение по любому политическому или вероисповедальному вопросу является истиной в последней инстанции.

Учение с безгрешности и непогрешимости имамов — одно из основных положений шиизма. В этом отношении суннизм и шиизм резко отличаю друг от друга, ибо в суннизме окончательное решение достигается общим согласием богословов и прочих авторитетных лиц, в шиизме же окончательное решение остается за имамом.

Культ Али — не менее, чем учение об имамате, характерная черта шиизма. Первоначально авторитет и права Али основывались в представлении шиитов на ближайшем родстве с пророком Мухаммедом. Однако в дальнейшем культ Али приобретает самостоятельное значение и достигает такой степени, что Али почитается шиитами не то, что меньше, а едва ли не больше, чем сам пророк. Это выражается в частности в том, что в шиизме к словам «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его» добавлено «Али — наместник Аллаха». Существует ряд чисто шиитских преданий возвеличивающих Али и обосновывающих его права. Так, одно из преданий гласит, что Мухаммед после своего прощального паломничества в Мекку в присутствии многих своих сподвижников произнес: «Кому я глава, тому и Али – господин», что, по мнению шиитов, означало официальное объявление Али преемником пророка. Интересно, что это предание для обоснования прав Али апеллирует к авторитету Мухаммеда. Однако в дальнейшем появился ряд легенд, указывающих на благоволение Аллаха к Али лично и утверждающих таким образом божественность самого Али, как такового, безотносительно его родства с Мухаммедом.

Учение о Махди. Махди — это своего рода исламский мессия, провозвестник скорого конца света. Эта идея вовсе не является оригинальной. Она явно навеяна иудео-христианскими представлениями о грядущем пришествии Мессии. Более того, первоначально Махди отождествлялся с Иисусом Христом, который должен возвестить о приближении «судного дня». Потом Махди стал мыслиться как самостоятельный образ обновления веры, призванный восстановить первоначальную чистоту ислама. В Коране Махди не упоминается, однако идея Мессии широко толкуется в мусульманском предании. Махди должен быть потомком пророка или его тёзкой. Вера в Махди не является исключительным достоянием шиизма, она есть и в суннизме. Но в последнем она не приобрела значения догмы, оставаясь лишь дополнением к системе ортодоксального миропонимания. В шиизме идея Мессии получила широкое распространение, здесь вера в Махди превращается в веру в возвращение «скрытого» ислама. Но если в шиитском исламе Махди — конкретное лицо, с появлением которого шииты связывают восстановление справедливости на земле, то в суннизме Махди — лицо неопределенное. У шиитов сложилось иное, чем у суннитов отношение к богословам-правоведам, имеющим право выносить решение по религиозным и юридическим вопросам Это обстоятельство (высший авторитет шиитских богословов) нашло свое отражение и в шиитском шариате: шииты выработали собственные системы толкования исламского права, причем особое мнение они уделили распространенному у суннитов методу рая, то есть индивидуальному тол¬канию авторитетного лица. Высокий авторитет шиитских богословов явился одной из причин политической активности иранского духовенства, которое взяло на себя роль посредников между «скрытым имамом» и верующими. Так что у шиитов — своя школа мусульманского права — ее часто называют пятым «каноническим» мазхабом, наряду с четырьмя суннитскими – богословско-правовая школа имамитов-джафаристов. В настоящее время это государственно-правовая система Ирана.

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?