Трагическое восприятие жизни и мира

Трагическое восприятие жизни и мира с необычайной выразительностью проявилось в творчестве французского философа и ученого Блеза Паскаля (1623-1662). Человек «затерян, словно атом», в обширном лоне Вселенной, считал философ. Паскаль исходил из идеи нереализованности, ничтожности человека, жизнь которого подобна «тени, промелькнувшей на мгновение и исчезнувшей навсегда». Паскаль уподоблял человека «мыслящему тростнику», хрупкому и слабому перед громадой мира, но вместе с тем своим разумом возвышающемуся над ней. Возможно, что в паскалевском видении мира слишком усилены акценты на идее ничтожности человека; многие мыслители Нового времени полемизировали с Паскалем по этому вопросу (в то же время данная идея получила в дальнейшем свое развитие в творчестве ряда философов, например, Фридриха Ницше). Но, так или иначе, в мировосприятии семнадцатого века утрачивается ренессансное чувство безграничного могущества человека, появляется сознание определенного предела его возможностей. Изменение картины мира изъяло человека из центра мироздания, сделало его одной из частей природы.

Светлый образ человека, воспетого в эпоху Возрождения, и эйфорическое поклонение ему сменились более трезвым и, в общем, более верным взглядом на него. Он предстал не только во всем своем величии, но и в ничтожестве — как существо сложное, противоречивое. Мыслители XVII века исходят не из признания гармонии духовного и плотского начал, разума и страстей, как это было в ренессансном гуманизме, а из их противопоставления; они не приемлют идею добродетельности человеческой природы, но стремятся распознать пороки и добродетели, наклонности и страсти человека. Однако пересмотру, переосмыслению подвергаются не все черты гуманистического идеала личности. Сохраняется понятие автономной личности, более того, продолжается процесс ее раскрепощения в процессе развития буржуазных рыночных отношений, активизации политической жизни, становления новой системы правовых ценностей и норм. Важнейшим качеством человека полагается его разум.

В XVII веке складывается характерное для Нового времени сознание личности. Индивид становится сам по себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. По мысли немецкого философа Романо Гвардини, пробуждается чувство человечески — исключительного. Если в средние века человек прежде всего оставался Божьим творением, призванным исполнять внешнюю волю, то в Новое время пробуждается ощущение «Я» совсем иного рода. Это «Я» — незаурядное, гениальное — становится критерием для определения человеческой ценности. Эти перемены вызывают у человека двойственное ощущение. С одной стороны — свобода движений и личной деятельности; появляется самовластный, отважный человек — творец, движимый врожденным разумом, ведомый фортуной (удачей, счастьем), получающий в награду славу, известность. Но, с другой стороны, именно из-за этого человек теряет объективную точку опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство оставленности, просыпается страх.

Рубрики: | Дата публикации: 09.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии