Типы научной рациональности.

Каждая стадии исторического развития науки — классическая, неклассическая и постнеклассическая может быть охарактеризована своим типом научной рациональности. При этом возникновение нового типа рациональности не отбрасывало предшест-вующего, а только ограничивало сферу его дей-ствия, определяя его применимость только к оп-ределенным типам проблем и задач.

Если схематично представить научную деятельность как отношения внутри системы «субъект-средства-объект», то описанные стадии развития науки будут различаться глубиной рефлексии по отношению к самой научной дея-тельности.

Классический тип научной рациональности, как уже указывалось выше, характеризуется стремлением при теоретическом объяснении и описании исключить все, что касается субъекта и его возможного влияния на исследуемые объек-ты. Это считается необходимым условием полу-чения истинного знания о мире. Хотя цели и цен-ности науки детерминированы господствующими в культуре мировоззренческими установками, классическая наука не осмысливает этих детер-минаций.

Для неклассического типа научной рацио-нальности характерно учитывание связи между результатами познавательной деятельности и средствами, с помощью которых они были дос-тигнуты. Описание этих связей становится ча-стью объективного описания и объяснения ре-альности. Но связи между внутринаучными цен-ностными установками и ценностями социально-го порядка по прежнему не учитываются.

Наконец, постнеклассический тип научной ра-циональности принимает в расчет и эти связи. В итоге необходимым требованием становится не только выявление соотнесенности результатов познания с особенностями познавательных средств, но и рефлексия над ценностными струк-турами и установками научной деятельности, де-теминированными социально-культурными фак-торами.

Следует отметить, что появление новых типов научной рациональности не делает пре-дыдущие типы устаревшими. На самом деле вы-страивается достаточно непростая иерархия этих типов, где для каждого из них находится за-конная область действия, в которой он получает преимущества над остальными. В конце концов, каждый новый тип рациональности связан с оп-ределенными онтологическими представлениями о структуре и степени сложности изучаемых объ-ектов. Поскольку очевидно, что изучаемые нау-кой объекты чрезвычайно разнообразны, то раз-нообразными должны быть и способы их изуче-ния, и связанные с этими способами критерии оценивания действий и результатов.

По-видимому, в будущем такие критерии бу-дут меняться еще не раз и формирующаяся по-стнеклассическая рациональность не является завершающей ступенью развития научного по-знания.

Рубрики: | Дата публикации: 29.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?