Теоретическое познание

А теперь более глубоко рассмотрим теорети-ческое познание.

Это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Теоретический и эмпирический уровни связаны между собой, предполагают друг друга (но во временном отношении эмпирическое предшест-вовало теоретическому: зачастую сначала объ-ясняли увиденное, подбирали какие-то формулы, а уж затем стремились их проверить опытным путем).

Теория — это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и т.д.

Теория — развивающаяся система верных, про-веренных практикой научных знаний.

Различают

описательные,

математизированные,

интерпретационные,

дедуктивные.

Сердцевину научной теории составляют вхо-дящие в нее законы.

Закон — есть существенный, устойчивый, регу-лярный и необходимый тип связи между явле-ниями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно условий своего проявления.

Будучи по своей форме продуктами человече-ских знаний, по своему внутреннему содержанию законы выражают объективные процессы дейст-вительности. Познание законов и есть основная задача науки.

Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предпо-ложение, догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследователь-ская программа.

Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема — это вопрос, с которым мы обраща-емся к самой природе, к жизни, к практике и тео-рии. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поиско-вую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследователь-скую программу, строит план своей деятельно-сти. При этом он исходит из предполагаемого от-вета на свой вопрос. этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.

Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич.

Для эмпирического знания характерна фактофиксирующая деятельность.

Теор. знание — это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

На эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний.

Теория — это обобщение практики, опыта или наблюдений. Теор. уровень имеет 2 подуровня:

1) частн. теор. модели и законы;

2) развитая теория.

Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями:

искать нужн. информацию или

самост. иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теор. мышления.

Науч. обобщения часто используют ряд особых логических приемов:

1) прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распростр. на все возможные случаи.

2) прием идеализации — указываюся условия, при кот. описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут.

3) прием концептуализации — в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение.

Эмпир. и теор. уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе науч. познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез. Теория — это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д.

Теория — развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные.

Теоретическое познание — это сущностное по-знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Часто говорят, что теория — это обобщение практики, опыта или наблюдений.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?