Теоретический уровень научного познания

Предварительные замечания

В современной философии рассматриваются две основные формы познания: чувственное познание и логическое познание.

Чувственное познание выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы. Это ощущения, восприятия и представления.

Ощущением называется элементарный чувствен-ный образ. например, звук, который мы слышим, цвет, который мы видим, чувство тяжести, которое мы ощу-щаем, поднимая какой-либо предмет, и т.п.

Восприятием называется целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объек-та, когда одновременно работают несколько органов чувств.

Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствие того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом предмете и как бы просматриваем в своей памяти, как выглядит этот объект. Мы легко можем представить себе своих родных, своих друзей, свой дом, даже если мы находимся далеко от них. В представлении мы имеем обобщенный чувственный образ объекта, не связанный непосредственно с его восприятием.

В отличие от чувственных форм логические сред-ства познания не обязательно должны сопровождать-ся чувственными образами. Скорее верно обратное — любой чувственный образ у человека, в отличие от животных, сопровождается логическим образом.

Элементарными формами логического отражения, присущими всем людям, являются понятия, суждения и умозаключения. Подробный анализ этих форм дает-ся в курсе логики. Кроме того, в ходе развития научно-го познания были выработаны специальные приемы и средства, позволяющие воспроизводить и объяснять сложные объекты. Причем довольно часто то, что ка-жется простым и понятным обыденному сознанию, представляет собою сложную научную проблему. На-пример, ни у кого не вызывает вопросов то обстоя-тельство, что трава и листья деревьев зеленые. Но потребовались длительные усилия ученых для того, чтобы ответить на вопрос, почему листья зеленые и почему они желтеют осенью.

Важнейшим способом научного познания является эксперимент, в ходе которого исследователь стремит-ся получить ответ на тот или иной вопрос. Современ-ная наука проводит весьма сложные эксперименты, для осуществления которых требуются большие и за-частую очень дорогостоящие приборы.

В ходе развития науки происходит специализация ученых, так что одни становятся «чистыми» экспери-ментаторами, а другие «чистыми» теоретиками.

Другим важным способом познания является мо-делирование. Модели бывают разных типов: модели, выполненные в том же материале, представляющие собою увеличенную или уменьшенную копию объекта; модели, выполненные в другом физическом материа-ле, представляющие собою аналог исследуемого объ-екта, а также умственные и математические модели, позволяющие вести исследования объектов на совре-менных вычислительных машинах. Так, например, ко-гда начала развиваться авиация, великий русский уче-ный Н.Е.Жуковский (1847—1921) предложил исследо-вать поведение самолета в аэродинамической трубе, используя уменьшенную копию самолета. Позже со-ветский академик М.В.Келдыш. (1911— 1978) предло-жил математическую модель поведения самолета в различных неблагоприятных условиях. Сейчас исполь-зуются специальные компьютерные программы, по-зволяющие проектировать самолеты оптимальных форм и исследовать их поведение в различных усло-виях.

Следует также отметить, что истолкование тех или иных явлений, доступных чувственному наблюдению, существенным образом зависит от общей системы представлений, свойственных данной эпохе историче-ского развития общества. В научный оборот последних лет было даже введено специальное понятие — пара-дигма, которое как раз и фиксирует это обстоятельст-во. Поясним это на примере. Представьте себе, что вы смотрите на вечернее небо и вдруг видите, что одна из звезд довольно быстро движется по небосводу. Почти наверняка можно сказать, что вы решите, что это ле-тит самолет. Это предположение перейдет в уверен-ность, если вы услышите характерный звук авиацион-ных двигателей. Летящий на большой высоте самолет, подсвеченный солнцем, выглядит как двигающаяся звезда. Но если ту же картину вы будете наблюдать глубокой ночью и к тому же не услышите шума двига-телей, то вы наверное решите, что вы наблюдаете за движением искусственного спутника Земли. А теперь представьте себе, что вместе с вами эту же картину наблюдает человек, который жил две или три тысячи лет тому назад. Как бы он объяснил это явление? Ско-рее всего, он высказал бы предположение, что какой-то бог решил покататься на звезде. И дело только в том, чтобы установить, кто этот озорник. Потому что в системе мифологического мышления объяснения не-понятных явлений природы было возможно только че-рез мифы.

Таким образом, объяснение наблюдаемых фактов зависит не столько от того, что именно мы наблюдаем, а от того, в какой системе представлений о законах природы и общества обсуждаются наблюдаемые фак-ты. Развитие науки ведет ко все большему отрыву знаний от непосредственного наблюдения, ко все большему абстрагированию и использованию фор-мальных систем: математических и логических.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?