Субъект и объект познания

Я жизнь прожить хочу совсем не зря

В метаньях меж субъектом и объектом…

Д.А. Леонтьев Oднопсишия.

В рационалистической философии познание рас-сматривалось в аспекте взаимодействия субъекта и объекта. Но трактовка субъекта и объекта постепенно существенно менялась.

В докантовской философии:

Субъект познания — человеческий индивид.

Объект – то, на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций.

Кант перевернул отношения объекта и субъекта:

Кантовский субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира.

Объект же – продукт деятельности этого субъекта.

Субъект первичен по отношению к объекту.

В немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной дея-тельности.

У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассмат-ривалась прежде всего как духовная активность, кото-рая порождала объекты.

У К. Маркса и Ф. Энгельса эта деятельность носила материально чувственный характер, была практиче-ской.

Субъект – носитель материального целенаправ-ленного действия, связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие.

Каковы же основные качества субъекта, отличающие его от объекта?

Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутренне детер-минированное порождение материальной и духовной энергии.

Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием.

Свободная деятельность есть высшее проявление активности.

Субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности.

Объект – это сфера приложения активности субъ-екта.

Различия между объектом и субъектом относи-тельны.

Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности.

Индивид, если активно воздействует, то является субъектом, а если на него воздействуют другие, то он превращается в объект.

С точки зрения марксизма, человек становиться субъектом познания лишь в той мере, в какой он вклю-чен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира.

А это значит, что познание никогда не осуществля-ется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность.

Объект – часть объективной реальности, с которой субъект вступил в практическое и познавательное взаимодействие. Марксизм считает, что подлинным гносеологически субъектом является человечество, общество.

.

Переломным для развития науки явился ХХ век. Его можно назвать веком преодоления научных тра-диций Нового времени и создания новой науки, в кото-рой различаются неклассический и постнеклассиче-ский этапы.

Таким образом, с XVII века по сегодняшний день выделяют три этапа эволюции науки: доклассиче-ский, классический, неклассический и постнеклас-сический.

Классический тип научной рациональности фоку-сирует внимание на объекте, стараясь, насколько это возможно, вынести за скобки все, что относится к субъекту и средствам деятельности.

Для неклассической рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и опе-рациям деятельности.

Учет этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте.

Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не толь-ко со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности.

………………..

Реальность постнеклассической науки (вторая половина XX в.) — это сеть взаимосвязей, в кото-рую включен человек, причем, не только через условия познания.

«Замешанность» человека в структуре и эво-люции Вселенной, согласно антропному принци-пу, более глубока.

Объектами постнеклассической науки стано-вятся сложные природные комплексы, включаю-щие человека, такие как биосфера, ноосфера. Отсюда — «человекоразмерность» как характери-стика объектов постнеклассической науки.

Отказа от объективизма, являвшегося доми-нантой научного исследования, не происходит. Однако концепция объективизма пересматрива-ется и уточняется.

Г. Сколимовски: не существует реальности самой по себе, к которой разум наносит визит, реальность складывается с человеком.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?