Современный иудаизм. Сионизм. Иудаизм в Израиле.

В конце XIX в. в еврейской общественной мысли особое влияние приобретает сионизм (от названия горы Сион, нахо¬дящейся в центре Иерусалима). В основе этого течения лежит идея о том, что все евреи должны собраться на Земле Обетованной в едином государстве (которого в то время не суще¬ствовало. Религиозная идея соединилась, таким образом, с национальной и позже — с политической. Эта связь не слу¬чайна: религиозная и национальная идеи в еврейском мире всегда были очень близки. Так как иудаизм не имеет единого религиозного центра, ero poль и должно было бы сыграть новое государство, созданное в Святой Земле. Во время второй мировой войны еврейство пережило страшную драму (которую иудеи называют — холокост, что значит всесожжение). Фашисты, как вы знаете, взяли курс на полное физическое истребление этого народа.

После победы над фашизмом в 1947 г. на основе двух еврейских общин в Палестине (сефаридов — выходцев из Азии, Африки и Балкан и ашкеназов — выходцев из Европы и Америки) в Святой Земле было провозглашено еврейское го¬сударство — Израиль. Его создали политики, стремясь хоть как-то компенсировать трагические потери еврейского народа в годы фашистской оккупации. Создание Израиля вызывало целый ряд противоречий на Ближнем Востоке и в мире, связанных в первую очередь с тем, что новое государство строилось в землях, тесно населенных арабами. Кроме того, крайне течения в сионизме пропагандировали идеи национального превосходства евреев, которые ведут свое начало от концеп¬ции богоизбранности еврейского народа и его мессианской роли во всем мире. Сионисты стали считать, что появление Израиля — это и есть начало собирания всех евреев, т.е. при¬дали гуманному политическому акту религиозный смысл.

Можно сказать, что сионизм вполне естественен и оправ¬дан, когда он является национальным движением за единство, религиозное возрождение и подъем культуры всей еврейской нации. Однако это течение становится опасным, когда в нем появляются элементы враждебности по отношению к людям других наций и религий, элементы расизма. Иудаизм не получил официального статуса государствен¬ной религии в Израиле, но по сути является таковой. Верхов¬ный раввинат — орган координации и управления делами веры — контролирует не только религиозные учреждения, но и многие области светской жизни, особенно образования (око¬ло 1/4 учебного времени во всех израильских школах отведе¬но обучению религии). Религия в Израиле фактически нахо¬дится на содержании государственного бюджета. Язык иудаизма – иврит (в основе своей – древнееврейский) одновременно является государственным языком Израиля.

Наряду с пророками существовали люди, посвятившие себя Богу, которые назывались назореями (букв, отделенные или посвященные). Назореи давали обет (торжественное обеща¬ние, добровольное обязательство) не пить вина, не есть виног¬радных ягод, не прикасаться к мертвому телу (ограничение, знакомое нам по другим религиям Востока), никогда не стричь волос и ногтей, не подвергать себя никаким человеческим стра¬стям и слабостям Назорейство — очень древнее явление. Назореями были Самсон, Иоанн Креститель (крестивший в р. Иордан Иисуса Христа). Обет назорейства временно прини¬мал на себя ученик Христа — апостол Павел. Назореем мож¬но было стать временно, а можно и пожизненно. Своей свя¬тостью и моральной чистотой они, также как и пророки, указывали людям праведный путь. Христиане считают, что назорейство явилось прообразом, монашества.

В начале периода диаспоры в единой религии древних ев¬реев обнаружился процесс возникновения сект и течений. Ортодоксальная (следующая традициям, правилам) часть иудейского священства объединилась в течение (партию) сад¬дукеев (по имени священника Садока или Цадока, жившего во времена царя Давида).

Саддукеи практически отрицали загробную жизнь. Следу¬ет отметить, что отсутствие учения о потустороннем мире — вообще отличительная черта иудаизма.

Во времена завоеваний Александра Македонского возникло течение фарисеев (от евр. слова паруш, т.е. отделившие¬ся). Они начали разрабатывать учение о грядущем приходе Мессии (буквально Спасителя, Помазанника Божьего, по-гречески Христа). Но фарисеи считали, что он спасет толь¬ко верующих правоверных евреев Они были очень многочис¬ленной партией, к которой принадлежали все священники Иерусалимского храма (саддукеев в большей степени поддер¬живало высшее священство).

Фарисеи верили, что души бессмертны, и на том свете че¬ловек получит воздаяние за все страдания, которые выпали на его долю в земной жизни. Если саддукеи считали, что в жиз¬ни все зависит в основном от воли человека, то фарисеи на¬оборот — во всем полагались на волю Божью и говорили, что за человека все уже предрешено. Фарисеи жили очень скром¬но, избегали вкусной пищи, стремились делать добро. Откуда же тогда взялось выражение «.фарисействовать», которое имеет явно отрицательно-негативный смысл и означа¬ет быть лицемерным, самодовольным и фальшивым человеком? Это связано уже с событиями Нового Завета, т.е. со временем пришествия Иисуса Христа. Дело в том, что в своей пункту¬альности по части следования традициям фарисеи доходили до абсурда. Перед едой, например, любой правоверный еврей дол¬жен был совершить ритуальное омовение рук. За нарушение этого установления фарисеи предписывали… смерть’ Они уде¬ляли так много внимания соблюдению правил и так гордились этим, что забыли главное — ради чего эти правила соблюдают¬ся. В Евангелиях рассказывается, что фарисеи стали самыми ярыми противниками Иисуса Христа, и он, в свою очередь, строго осуждал фарисеев. Ведь христианское учение было об¬ращено не к разуму, правилу и предписанию, а к сердцам лю¬дей. Христос говорил, что скорее раскаявшийся грешник или блудница войдут в Царство Божие, чем самодовольный гордец-фарисей, бьющий себя в грудь и без конца повторяющий, что он самый правильный и верный Богу. Близки к фарисеям были книжники, которые создали и развили множество мелких ус¬тановлений и заповедей и добавили их к уже существующим. Фарисеям противостояла партия (секта) ессеев (от гр. ос-нот — благочестивые). Они верили в загробную жизнь, что выделяло их среди последователей иудаизма, и ждали прихо¬да Мессии, понимая его как Спасителя всех людей, незави¬симо от их национальной принадлежности и веры, ессеи жили общинами и отвергали богатство. Многие религиоведы счита¬ют их прямыми предшественниками христиан.

Как рассказывается в Евангелиях, Мессия, которого жда¬ли многие люди не только среди еврейства, но и жители дру¬гих стран, пришел. Но большинство евреев, живших в то вре¬мя в римской провинции Иудея и рассеянных по миру, не признали в Христе Мессию — Спасителя. Те, кто поверил в Иисуса, стали называться христианами. Евреи тоже ожида¬ли Мессию, но, по их мнению, это должен был стать Мессия исключительно для еврейского народа. Христос же стал, согласно Евангелию, Спасителем всех людей независимо от национальности и происхождения. Кроме того, ожидаемый евреями Мессия должен был бы, по их мнению, прийти не сейчас, а в неопределенно-далеком буду¬щем, когда весь разбросанный по миру еврейский народ соеди¬нится на своей исторической Родине. Тогда будет разыскан Ковчег Завета и восстановлен Иерусалимский храм — един¬ственная и главная святыня евреев. Таким образом, Хрис¬тос — это не тот, неправильный, несвоевременный Мессия. В свою очередь, христиане стали считать, что евреи-иудеи несправедливо отвергли Христа — Сына Божьего, а следова¬тельно, и самого Бога. Раз так, то и Бог отверг еврейское пле¬мя. Поначалу это различие не очень-то и осознавалось людьми, но со временем оно сыграло важнейшую роль в истории религи¬озной жизни человечества. Возник парадокс: две религии, име¬ющие общий корень — Ветхий Завет, с течением времени разошлись и между ними пролегла основательная пропасть.

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?