Социально-историческое время

В сказке Льюиса Кэррола «Алиса в Зазер-калье» есть такой эпизод. Алиса и королева долго и быстро бегут, но оказываются всё под тем же деревом. Это удивляет Алису. Она говорит королеве, что в своей стране она – Алиса – давно бы прибежала в какое-то другое место. «Что за медленная у вас страна, — отвечает королева. – У нас надо бежать что есть мочи, чтобы только удер-жаться на месте. А чтобы попасть в другое место, надо бежать по крайней мере вдвое быстрее, чем бежим мы».

Наш современный мир все больше напо-минает подобное королевство. События ме-няются с возрастающей быстротой, да и сам мир становится сложнее и сложнее. Кроме того, вокруг нас плещется расширяющийся океан информации. .

Совсем иным представлялось некогда царившее в духовной культуре мифологиче-ское время. По словам Лосева, с историче-ской точки зрения «мифологическое время, можно сказать, совершенно неподвижно и потому, вероятно, исключает решительно всякий историзм ………»

Обычный календарь не выражает специ-фики социально-исторического времени. Ка-лендарь фиксирует прежде всего количест-венное течение физического времени, а со-циально-историческое время — это качест-венное течение социальных событий.

Физическое время гораздо однороднее, чем социально-историческое.

Социальное убыстряется (на фоне физи-ческого) за счет возрастания плотности со-бытий. Для физического времени равные временные куски, взятые в эпоху пещерного человека и в эпоху Интернета, — эквивалент-ны. Иное дело, социально-исторические процессы. Это заметно даже в масштабах одной человеческой жизни. Пять календар-ных лет молодости заметно качественно от-личаются от пяти календарных лет старости. А в историческом развитии годы обществен-ных перемен качественно иные, чем пред-шествующие им годы социального застоя.

Тоффлер отмечал, что средняя по про-должительности жизнь человека включает столько событий, сколько было до его рож-дения в истории человечества.

Более ярко выраженная неоднород-ность социально-исторического времени связана с его более ярко выраженной неад-дитивностью. Это еще одно его отличие от времени физического .

Крупный интервал физического Т – это зачастую сумма мелких его интервалов (на-пример: 1 час равен сумме 3 600 сек). Но более крупный интервал социально-исторического Т не сводится к сумме более мелких его интервалов . Объясняется это тем, что социальные процессы системно взаимосвязаны и организованны в опреде-ленные целостности. Но, как известно, сис-тема определяется, прежде всего, не просто «набором» входящих в нее элементов, а способом структурной организации ее цело-стности.

Социально-историческое время много-слойно, оно протекает не на одном, а на многих уровнях.

Это определяется разной масштабностью событий. Существуют дела и события дня, дела и события недели, дела и события ты-сячелетия.

К.Ясперс выделил 4 гетерогенных перио-дов.

1. «Прометеевская» эпоха (ранее 5-го ты-сячелетия до н.э.): создаются простейшие орудия труда, ударное и метательное ору-жие; осваивается использование огня; воз-никает и начинает развиваться речь; фор-мируются первые табу и мифы.

2. Эпоха «великих культур древности»:

а) шумеро-вавилонская, египетская и эгейская (с 4-го тысячелетия до н.э.);

б) доарийская культура долины Инда (3-е тысячелетие до н.э.);

в) архаический мир Китая (2-е тысячеле-тие до н.э.).

3. Эпоха «духовной основы человеческого бытия», «осевое время» (800-200 г.г. до н.э.) В эту эпоху творили: в Китае — Конфу-ций, Лао-цзы; в Индии — Будда; в Персии (совр. Иране) — Заратустра; в древней Пале-стине — Илия, Исайя, Иеремия; в древней Греции — Гомер, Парменид, Гераклит, Со-крат, Платон.

4. Эпоха развития техники (новая «проме-теевская эпоха») — провозвестница будущих великих культур и второго «осевого време-ни».

Как это не парадоксально, в процессе развития связь настоящего с прошлым и бу-дущим возрастает. Так, например, связь с прошлым возрастает в трех отношениях:

1) Лучше узнавая и понимая прошлое, мы можем извлекать всё большие уроки и обо-гащаться прошлым опытом (это как бы внешний опыт).

2) Мы начинаем, благодаря прошлому, лучше понимать настоящее (метод герме-невтического круга: опыт прошлого и опыт настоящего уточняют друг друга).

3) Мы всё глубже моделируем упущенные в прошлом плодотворные возможности.

По шкале Большого Космического Време-ни человеческий род – только младенец. Вся его былая история – это краткий миг в жизни Вселенной. Великая панорама космической жизни, не имеющая ни начала, ни конца, продолжает разворачиваться. Мы стоим пе-ред Будущим, в миллионы раз большим, чем всё наше прошлое. Шагнём ли мы к нему или затянем петлю кризисов на шее нашей цивилизации?

«Стрела времени»: выражение, предло-женное английским астрономом А.С. Эд-дингтоном для того, чтобы охарактеризовать необратимость времени. Чаще всего обсуж-дают четыре «стрелы времени». Первая (космологическая) характеризует непрерыв-ное расширение Вселенной после Большого взрыва. Вторая (термодинамическая) связа-на с преобладающим возрастанием энтро-пии в замкнутых системах. Третья согласу-ется с биологической, а четвертая — с исто-рической эволюцией.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?