Смена типов научной рационализации

В настоящее время практически все филосо-фы науки разделяют точку зрения, что развитие науки не является линейным кумулятивным про-цессом. В истории науки в целом, как и в истории ее отдельных дисциплин, можно выделить пе-риоды, в которые происходил существенный пе-ресмотр накопленного знания: теорий, принци-пов, основоположений. Такие периоды вслед за американским философом и историком науки Томасом Куном стали называть научными рево-люциями.

Научные революции. Следуя В.С. Степину, выделяют четыре таких революции в истории ес-тествознания, каждая из которых приводила к изменению типа научной рациональности.

Первая революция произошла в XVII в., ее ре-зультатом стало возникновение классического естествознания. Классическому естествознанию было присуще стремление к нахождению абсо-лютных и окончательных истин, которые уже не могли бы быть поколеблены всеми последую-щими исследованиями. Эта абсолютная объек-тивность достигалась с помощью исключения из описания и объяснения всего, что могло связы-ваться с субъектом и его познавательной дея-тельностью. Идеалом научной теории была классическая механика. Любое явление должно было быть объясняемо с помощью представле-ний и принципов механики. Познание представ-лялось как система наблюдений и экспериментов с природными объектами, осуществлявшаяся с помощью чистого, не отягощенного никакими предрассудками разума, который способен адек-ватно воспроизводить в своих теориях свойства и характеристики изучаемых объектов. Изучае-мые объекты — это прежде всего тела, переме-щающиеся в пространстве под действием внеш-них сил (как результат взаимодействия с другими телами). Таким образом, все научное знание в конечном счете могло быть редуцировано к ме-ханике.

Вторая научная революция произошла в конце XVIII — первой половине XIX в. Она опреде-лила переход к новому состоянию естествозна-ния — дисциплинарно организованной науке. Ме-ханическая картина мира перестает считаться общенаучной. Биология, химия и другие области знания больше не редуцируются к механике. В биологии и геологии возникают идеалы эволю-ционного объяснения, в то время как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития. Одной из центральных фило-софских проблем в это время становится про-блема классификации наук и единства научных методов. То, что ранее было очевидным, стало проблематическим. Вместе с тем первая и вто-рая научные революции в естествознании проте-кали как формирование и развитие классической науки и присущих ей способов мышления.

Третья глобальная научная революция была связана со становлением нового, некласси-ческого естествознания. Она охватывает пери-од с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху в физике происходит становление реляти-вистской и квантовой теории, в космологии воз-никает концепция нестационарной Вселенной, в биологии на ведущие позиции выходит генетика, возникают кибернетика и теория систем. Для не-классической науки характерно понимание отно-сительной истинности теорий и картины приро-ды, выработанной на том или ином этапе разви-тия естествознания. Теперь допускается истин-ность нескольких различных теоретических опи-саний одной и той же реальности. В отличие от классической науки, объяснения и описания в не-классической науке в явном виде содержат ссыл-ки на средства и операции познавательной дея-тельности. Все эти изменения сопровождались формированием новых философских оснований науки. Идея исторической изменчивости научного знания соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Становится ясно, что результаты познавательной деятельно-сти детерминируются не только природой иссле-дуемых объектов, но и особенностями исследо-вательских процедур, которые исторически из-менчивы и зависимы, кроме всего прочего, еще и от социально-культурных факторов. Основным объектом исследования предстает уже не тело (вещь), а процесс, имеющий как устойчивые, так и вариативные характеристики.

Все вышеописанные изменения характера науки сопровождались изменениями места и функций науки в общественной жизни. Основа-ния естествознания в эпоху его становления складывались в контексте рационалистического мировоззрения ранних буржуазных революций, становлению оснований дисциплинарного есте-ствознания сопутствовало усиление производи-тельной роли науки. В это время формируются многие прикладные и технические науки, скла-дываются специализированные научные сооб-щества. Переход к неклассической науке прохо-дил в условиях кризиса классического рационализма, формирования представлений о социальной детерминированности познания, за-висимости его от культурно-исторических факто-ров.

Происходящие в настоящее время изменения в научном познании можно считать четвертой научной революцией, в ходе которой возникает постнеклассическая наука. Компьютеризация из-менила характер научной деятельности, дисцип-линарная структура науки трансформируется в новое интегративное единство за счет междис-циплинарных и проблемно ориентированных ис-следований. Все большую роль в определении стратегических направлений исследований начи-нают играть соображения экономического и со-циально-политического порядка. Объектами со-временных исследований становятся уже не тела и не процессы, а уникальные системы, характе-ризующиеся открытостью и саморазвитием. Для подобных систем характерно наличие синергети-ческих эффектов, протекающие в них процессы, как правило, необратимы. Переход к исследова-нию сложных исторически развивающихся сис-тем повлиял на правила и нормы исследова-тельской деятельности. К новым объектам при-ходится применять особые способы описания и предсказания их состояний — построение сцена-риев возможных линий развития системы и исто-рических реконструкций, которые ранее счита-лись методами прежде всего гуманитарных наук. Принципиально меняются возможности экспери-ментального познания, поскольку уникальность систем и необратимость происходящих в них из-менений лишают эксперимент одного из главных качеств — воспроизводимости, повторяемости. Даже если системы являются типологически близкими друг к другу, поведение эксперимен-тального исследования с каждой из них может приводить к существенно различным результа-там. Все чаще поэтому натурный эксперимент заменяется вычислительным, осуществляемым на компьютерных моделях. Еще одна трансфор-мация современной науки связана с отказом от установки на возможность проведения ценностно нейтральных исследований при любых обстоя-тельствах. В случае, когда компонентом иссле-дуемой системы оказывается человек, исследо-вание предполагает включение в структуру науч-ного знания (описания, объяснения) аксиологических факторов.

Рубрики: | Дата публикации: 29.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?