Русская художественная культура в XVIII столетии

Русская художественная культура в XVIII столетии развивалась аналогично западноевропейской; в ней впервые четко определяются направления, характерные для европейского искусства и литературы. Начало столетия было отмечено рядом явлений в искусстве, связанных с барокко. В России барокко не стало художественным направлением и было характерно для переходного времени, в частности для литературы петровской эпохи. В архитектуре стиль барокко ярко проявился во второй трети XVIII в. Крупнейшими мастерами барокко были архитекторы В.В. Растрелли (1700-1771), С.И. Чевакинский (1713-после1774), Д.В. Ухтомский (1719-1755).

Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. стал классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее западноевропейского. Неодновременным был процесс становления этого стиля в культуре России. Ранее всего (30-50-е годы) он начался в русской литературе. Русский классицизм, подчиняясь общим закономерностям стиля, имеет свои особенности.

Во Франции формирование классицизма происходило в XVII в., «просвещённый абсолютизм» подчинял и поддерживал его. Русский классицизм начал оформляться в период наступившей реакции после смерти Петра I. Новая русская литература была пронизана наступательным духом, полным общественного, гражданского пафоса. В центре внимания русского классицизма находилась не античность с её внеисторическими героями, а сама суровая российская действительность.

Главное в идеологи классицизма — государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. “Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судьи судят, ученые взращивают науки», – писал А.П. Сумароков. Русский классицизм воспринял от Просве¬щения идею просвещенного абсолютизма. Государство должен возглавлять мудрый и просвещенный монарх, стоящий выше своекорыстных интересов отдельных сословий и требующих от каждого из них честной службы на благо всего общества. Петр I являлся для классицистов примером такой личности.

В русском классицизме 30-50-х годов XVIII в. огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Защите «учения», пользе наук посвящались и оды, и сатиры. Само слово «просвещённый» означало не просто образованного человека, но человека – гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом.

Рубрики: | Дата публикации: 27.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?