Роль религии в истории человечества, ее связь с культурой.

Определяя место религии в истории культуры, прежде всего следует от¬метить тот факт, что религия хоть и представляет собой духовное явление, но она всегда предполагает материализацию верований с помощью знаков и символов в этом проявляется общая особенность всякой духовной культуры. Религиозные верования с самого начала их возникновения находили реализа¬цию в культовых действиях Культовые действия — это особый вид символиче¬ских обрядовых действий Их направленность и значение заключается в том, чтобы служить особым способам воздействия на объект веры. Религия несомненно, относится к репродуктивным элементам культуры. Способствовала ли религия развитию человеческой личности, со¬вершенствованию ее умений и способностей, расширению и возвышению ду¬ховных запросов и потребностей конкретного человека? Ответы на эти вопро¬сы непосредственно касаются исторической роли религии: в самые различные периоды истории церковь выполняла нерелигиозные функции. Последнее заключалось в том, «то религиозные организации высту¬пали в роли носителей философии, искусства и других наук, содействуя сохра¬нению и передачи новым поколениям культурного наследия прошлых эпох. Таким образом, культура развивалась и в эпоху господства религии, но главным фактором этого развития были не те или иные моменты религиозной идеоло¬гии, а процесс развития материального производства, реальные потребности и интересы социальных слоев.

Основные элементы структуры религии.

В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, под-¬

линный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму

несвободы и зависимости. Результат этого отражения запечатлевается в сознании,

в средствах действия и самих действиях, в нормах и правилах поведения, органи-¬

зационных структурах. В религии выделяют следующие элементы: Вероучение (мифология, догматика), культ (обрядовые действия), религиозное мировоззрение, религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, у социума, человечества в целом потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. Развитые системы современных мировоззрений включают в себя в обобщенном виде философские, социальные, естественнонаучные, эстетические и этические, антропологические, политические и прочие взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, ценностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировоззрение — это не набор взглядов и сведений, но определенная целостность, система. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.

Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia — причина, logos— учение) значение. Отвечая на многочисленные “почему”, он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-наглядное объяснение природы, явлений окружающего мира.

Религиозное мировоззрение — это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироощущения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования (эсхатология) и др. Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, развивается на уровне теоретического сознания. Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и общественными науками; подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень.

Религиозное сознание включает в себя содержание веры в чувственных и мыс¬лительных формах. Чувственными формами могут быть самые разные эмоции -любовь, страх, радость, надежда и т.д., если они направлены на объект веры. В этом случае переживается «любовь к богу», «страх Господень», «сострадание к ближнему» и т.д.

Мыслительная форма сознания — это вероучение, система теоретических по¬ложений о Боге, мире, природе, человеке, и оценка окружающей действительно¬сти. Богословие основывается на сакральных текстах: Библии, Коране, Талмуде и т.д.

Религиозная деятельность — это реализация установок и идей религиозного соз¬нания. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus — возделывание, уход, почитание). Его содер¬жание определяется соответствующими религиозными представ¬лениями, идеями, догматами. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. В этой системе выделяют практическую и духовную деятельность. К практической относят материально-производственную, социально-политическую, воспи¬тательно-педагогическую, медицинскую, управленческо-административную. Духовную составляют познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная деятельность. Есть и такие виды деятельности, в которых практическая и духовная объединяются в своеобразную целостность.

Существует два основных вида религиозной деятельности: внекулътовая и культовая. Внекультовая осуществляется в ду¬ховной и практической сферах. Духовную внекультовую деятель¬ность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произ¬ведений и т.д.

Разновидностями практической внекультовой деятельности яв¬ляются: производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе «сборов», преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных органи¬зациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах и т.д. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере «проникают» и элементы культа.

Культовая деятельность — это почитание верующим Бога, что выражается в Богослужениях, молитвах, проповедях и т. п. Культ обязательно включает культовые тексты: молитвы, псалмы, песнопения и др. К средствам культа относятся культовые здание (церковь), культовые предметы (крест, свечи). Важнейшее средство — культо¬вое здание, попадая в которое человек оказывается в «ином» мире, отличающимся от обычной «земной» жизни. Религиозная деятельность имеет своей целью стимулирование религиозного сознания, оживление веры, удовлетворение религиозных потребностей. С помо¬щью символических действий у верующих вызываются соответствующие эмоции: избавление от тоски, появление радости и прилив сил.

Религиозные отношения — это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов — господства и подчинения.

Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими по¬средниками могут быть:

а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;

б) индивид или группа лиц , выступающих как обладатели особого дара, на¬пример, священники;

в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общать¬ся с Богом.

Религиозные отношения могут осуществляться не только в рамках собственно культа, но и выходить за них, присутствовать в обществе. Они проявляются в мис¬сионерской деятельности (привлечение новых сторонников), религиозном воспи¬тании и образовании. В качестве носителя религиозных отношений выступают индивиды и социальные группы (семья, этнос), относящие себя к одной вере. Ре¬лигиозные отношения в обществе имеют разные характеры: от сотрудничества и терпимости до конфликта и борьбы. Практически любая религиозная группа счи¬тает свое учение единственно верным, поэтому вопрос о межрелигиозном мире является всегда актуальным.

Религиозные организации призваны социально упорядочить религиозную деятельность и жизнь верующих. Складываются два вида религиозных групп: культовые и внекультовые.

Культовые группы объединяют служителей культа, осуществляющих соот¬ветствующую деятельность. Например, в Православной церкви это причт (служи¬тели храма), клир (священники), епископат.

Внекультовые группы — это организации управления внекультовой деятельностью: церковный совет, департамент прессы, учебные заведения и т.п.

Культовые и внекультовые группы своей деятельностью обеспечивают целост¬ность религиозной общности. Само строение определяется обычаями и традиция¬ми, вытекающими из вероучения.

Религиозная общность со всеми своими религиозными организационными элементами образует религиозные объединения. Первичными ячейками религи¬озного объединения являются общины, которые имеют единый центр. Например, центром всего католического мира является Святой Престол Римского Папы в Ватикане. Главой православных христиан России и ближнего зарубежья является Патриарх Московский и всея Руси (Московский Патриархат) и т.д. Некоторые религии имеют объединения в рамках всего мира (например, «вселенская» като¬лическая церковь), другие представляют собой автономные объединения в мас¬штабе региона («поместные» православные церкви, духовные управления мусуль¬ман).

Сам набор организационных элементов и их взаимосвязь, механизм их функционирования весьма отличаются в разных религиях и конфессиях. Мы выделим три типа религиозных объединений, наиболее характерных для нашей страны.

Церковь — широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией. В церкви отсутствует фиксируемое членство, поэтому число членов церкви можно определить весьма приблизительно. Члены церкви делятся на духо¬венство (служителей культа) и мирян (рядовых последователей). В сфере общины церкви имеют структуру централизованного управления.

Секта — это религиозное объединение, основанное на вероучениях, оппозици¬онных по отношению к историческим традиционным религиям. Такое вероучение не отвергает саму религию, а по-своему интерпретирует ее, абсолютизируя какую-либо часть («сектор») древнего вероучения. Например, в христианстве сектами являются протестантские объединения (баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, каль¬винисты и др.). Для сект характерна претензия на исключительность своего уче¬ния, убежденность в своем богоизбранничестве, тенденция к изоляционизму. В сектах отсутствует институт священства, лидер считается «одаренным свыше» (харизматиком), подчеркивается равенство всех ее членов. Многие секты могут представлять опасность, во-первых, в плане обеспечения национально-государственной безопасности, так как они оппозиционны традиционной культуре и религии страны, во-вторых, в плане соблюдения прав и свобод человека и граж¬данина, поскольку стремятся тотально контролировать личную жизнь своих чле¬нов, насаждая дисциплину в своей организации.

Секты могут иметь разную судьбу: одни распадаются через некоторое время, другие постепенно превращаются в церковь (например, лютеране).

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?