Римские авторы

Римские авторы различали умозрительные (теоретические) и эмпирические (связанные с практикой) науки; сюда же относили и искусства (науки), удовлетворяющие потребности роскоши. Практические науки ближе к действительности и диктуются необходимостью: это медицина, земледелие, строительное и военное дело, искусство мореплавания, право и прочие жизненно важные области знания. Занятия этими науками традиционно считались достойными “благородного” человека и включали знание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, астрономии, геометрии и музыки. Эти предметы входили в круг греческого воспитания и образования, а также были основой всякого практического знания на протяжении всей античной истории. Римляне достигли значительных успехов в практическом знании. Они не знали себе равных в области права и администрирования. Весьма высокими были уровень развития строительной (одно из достижений — изобретение бетона), военной и сельскохозяйственной техники римлян, объем знаний в медицине, в частности, в санитарии и гигиене.

Умозрительные науки непосредственно с практикой не связаны. Главнейшая из них — философия, которая делится на физику, этику и логику, составляющую метод философского изложения. Физика занимается вопросами строения универсума и законами природы; этика рассматривает связи человека с обществом и его место в космическом целом, его положение в мировом и социальном устройстве. Если в классической Греции все философские школы главный акцент делали на физике, то в Риме (не без влияния эллинистической философии) на первое место выдвинулась этика. Философия выступала как основная наука, ее главной целью было обоснование долга человека повиноваться законам космоса, общества и разработка способов достижения счастья и совершенства. Сама добродетель воспринималась как результат знания, науки. Наука должна привести человека к добродетели и счастью. Это еще одна важнейшая особенность римской науки.

Искусство играло важную роль в древнеримском обществе. Как и другие сферы культуры, римское искусство средствами художественного выражения подкрепляло “римский миф”. Из всех искусств наиболее важным для Рима было зодчество. Римские сооружения олицетворяли силу и мощь Римского государства. Пафос полезности во имя государства был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), храмов (богам-покровителям Рима), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), терм — общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики). Римляне строили городские и загородные дома, мосты и акведуки (водопроводы), дороги, рынки, склады. Во всем древнем мире нет равных римской архитектуре по уровню инженерного искусства, многообразию типов сооружений, масштабу строительства.

Рубрики: | Дата публикации: 25.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?