Различные социальные слои

Официальная пропаганда провозглашала, что войны закончились, наступила эпоха спокойствия и процветания, что Рим выполнил предначертанную ему миссию, покорил все народы и справедливо правит ими к их же благу. Никаких перемен больше быть не могло, оставалось только служить великому и вечному целому — империи и ее главе. Но такое положение означало кризис, исчезновение больших коллективных целей, за которые можно было бы бороться, которые придавали смысл жизни и деятельности людей. Этот кризис целей проявился в условиях, когда реальная действительность не соответствовала официальной версии “золотого века”. Растущая экономическая и политическая зависимость коснулась всех социальных слоев, всех сословий общества — начиная от аристократов, рисковавших навлечь на себя гнев императора, лишиться положения, имущества, жизни, и заканчивая “маленьким человечком”, который зависел от владельца имения, на земле которого он сидел, работодателя, или просто более высокопоставленного человека. Это приводило к росту неуверенности в завтрашнем дне, чувства несвободы; особенно остро эти чувства переживались аристократами, действительно полноправными в период республики.

Различные социальные слои по-разному реагировали на создавшееся положение, но все они пытались ответить на вопросы: откуда берутся в гармоническом мире зло и несправедливость; как преодолеть чувство оторванности от мировой гармонии (так воспринималась оторванность от общественных интересов); как должны быть построены отношения господства и подчинения; как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную независимость, дабы не опуститься до уровня раба, вынужденного лгать, изворачиваться — вести себя не так, как прилично свободнорожденному.

Этими вопросами занимались и философия, и наука, и религия. При этом религия постепенно выдвигается на первый план, оттесняя уже лишившийся своего смысла “римский миф” и связанные с ним ценности и идеи. Выдвижению религии на первый план способствовало установление обязательного императорского культа (обоготворение императоров вначале было посмертным, а затем и прижизненным). Однако классическая римская религия все более перестает действовать на умы и души людей; все более интенсивным становятся религиозные искания. В поисках новых форм общения с божеством, бессмертия души римляне обращаются к восточным культам (возникают культы фригийской богини плодородия Кибелы, египетской Исиды, иранского бога Митры и др.); получают распространение всякого рода мистерии, магия, астрология.

С частичным разложением сельских общин и постепенным растворением городских и гражданских общин в империи, с установлением обязательного императорского культа и углублением социального неравенства различные общественные слои в поисках ответов на стоявшие перед ними вопросы различными путями приходят к поискам единого, верховного, общего для всего человечества бога. И этот бог становится источником моральных норм, гарантом правильной, а значит счастливой жизни на земле и блаженства за гробом. Это не было еще монотеизмом (монотеизм — единобожие), так как между верховным богом и людьми выстраивалась целая иерархия посредников, отождествляющихся с традиционными богами. В этих верованиях не было еще какой-нибудь обязательной догмы и, соответственно, понятия ереси.

Рубрики: | Дата публикации: 25.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии