РАДИОБЕСЕДА

— Жанровые особенности радиобеседы

— Анализ практики

— Беседа «за круглым столом»

— Радиобеседа ток-шоу

Жанровые особенности радиобеседы

Как и в ряде других жанров, например интервью, репортаже, комментарии, в радиобеседе используется только одно главное выразительное средство радиожурналистики – звучащее слово. Назначение беседы на радио во многом сходно с назначением различных жанров научно-популярной литературы. Научные идеи, сложные проблемы политики, экономики, искусства в беседе излагаются популярно, с расчётом на активное восприятие содержания беседы разнообразной по составу массовой аудитории.

Общеизвестно, что лекция в зале почти всегда предназначается для определённого круга людей, специально интересующихся данной темой, обладающих определёнными общими представлениями и знаниями в этой области, знакомых со специальной терминологией.

Вместе с тем радиоаудитория, слушающая беседу по радио, как правило, представляет самые разные слои населения, различающиеся по своим запросам и интересам, по уровню общих и специальных знаний.

Всякая беседа предполагает особую ситуацию речевого общения-собеседования, то есть разговора, в котором принимают участие собеседники. Рассматриваемый нами здесь жанр радиожурналистики потому и получил своё название – радиобеседа, что ему свойственна эта ситуация, однако не в обычной форме (как это имеет место в бытовой или деловой беседе), а в преобразованном виде.

Своеобразие радиобеседы состоит, во-первых, в том, что собеседники не присутствуют физически в одном месте, а отделены друг от друга пространством – часто многими сотнями километров. Во-вторых, в процессе радиособеседования один из собеседников – автор – находится у микрофона и действительно обращается к другому – радиослушателю, который мыслится как активный участник этого двустороннего контакта. Пожалуй, некоторую аналогию этому процессу можно обнаружить в таком жанре эпистолярной литературы, как письмо. Автор письма также ведёт мысленный разговор с человеком, которому адресовано письмо. Так и популярная беседа на бытовую или познавательную темы – это не просто описание и оценка явления или события. Нередко она бывает вызвана определённым оперативным поводом, например, беседа врача об эпидемии гриппа, или беседа работника ГАИ об оперативном состоянии на дорогах в гололед. Автор привлекает к участию в анализе своего материала слушателей. Слушатели с самого начала и в течение всей беседы должны чувствовать ход мыслей автора. Этот процесс можно было бы назвать параллельным мышлением, сопереживанием, когда слушатель одновременно с выступающим у микрофона оказывается перед проблемой и вместе с ним на основе им обоим известных фактов приходит к определённым правильным выводам. Это требует от беседы последовательного, логического развития одной главной идеи. Отступления, которые возможны и часто неизбежны в беседе, должны лишь подтверждать, иллюстрировать, усиливать развитие главной идеи.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?