Рациональное и иррациональное

Основные варианты рационального и ирра-ционального представления мира, учитывающие человеческое существование в нем, могут быть такими:

1) Мир и человек имеют рациональную сущ-ность. По словам Гегеля, всё разумное действи-тельно, всё действительное разумно.

2) Мир и человек имеют иррациональную сущ-ность. Согласно «трагической диалектике» Кьер-кегора, действительное неразумно.

3) В рациональном мире существует иррацио-нальный человек.

4) В иррациональном мире существует рацио-нальный человек.

5) И мир, и человек как рациональны, так и ир-рациональны.

6) Рациональное и иррациональное характе-ризуют прежде всего взаимодействия субъекта с миром (в том числе, с другими субъектами), сфе-ру его материально-практической и духовной деятельности.

Рассмотрим подробнее последний (наиболее научно обоснованный) вариант. Начнем с того, что любые достаточно развитые психические процессы имеют сигнификативно-знаковый ха-рактер.

Поэтому, изучая интрапсихические, интерпси-хические и субъект-объектные взаимодействия и процессы, важно различать, по крайней мере, та-кие два понимания рационального: а) рацио-нальное как любая знаковая упорядоченность (а также как сам системообразующий механизм этой упорядоченности, называемый рационали-зацией*); б) рациональное как рационально-дискурсивное (т.е. обязательно связанное с мышлением).

Безусловно, рациональное больше характе-ризует сознательное, чем бессознательное, а иррациональное больше характеризует бессоз-нательное, чем сознательное. Однако в бессоз-нательном можно найти проявления рацио-нального, а в сознательном — иррационально-го. Кроме того, рациональное и иррациональ-ное диалектически связаны между собой: они не только противоположны друг другу, но и нередко оказываются разными сторонами одного и того же процесса либо даже переходят друг в друга. Например, как интуитивное, так и дискурсивное познание переводят то, что вначале представля-лось беспорядочным, иррациональным в упоря-доченное, рациональное (разумеется, при этом сами механизмы интуитивного и дискурсивного познания совершенно различны).

Рациональное может характеризовать не са-ми психические процессы, а способ их постиже-ния. Вот почему возможно рациональное позна-ние не только того, что в психике рационально, но и того, что в ней иррационально (либо кажет-ся таким). Ведь рациональное познание — это не только упорядоченное воспроизведение, но и упорядочивающее преобразование (в знаковой форме). Следует иметь в виду, что рациональ-ное познание использует как формальную, так и многозначную логику, а также некоторые другие типы современных логик.

Как известно, суть психоаналитического мето-да заключается в рациональном анализе ирра-циональных побуждений. В то же время допус-тимы иррациональные переживания не только иррациональных, но и рациональных событий.

Рассматривая рациональное как рациональ-но-дискурсивное, его нередко противопостав-ляют чувственному, эмоциональному. В истории науки и культуры существовало противостояние сенсуализма (видевшего основной источник зна-ний в чувствах) и рационализма (считавшего та-ким источником мышление, разум). Кроме того, рационализм противопоставлялся эмпиризму, выводившему все идеи и знания из сферы опы-та.

Крайне неоднозначные отношения складыва-лись в истории культуры между рационализмом и теологией, что зависело от того, как представ-лялась связь между знанием (прежде всего, на-учной истиной) и верой.

Определенное своеобразие в понимание ра-ционального и иррационального внесли представители психоаналитического направле-ния. К. Юнг в своем учении о психологических типах различал такие: рациональные (мысли-тельный и чувствующий) и иррациональные (ин-туитивный и ощущающий); содержания интуиции и ощущения имеют характер данности в проти-воположность характеру “выведенности”, “произ-веденности”, присущим содержаниям чувства и мысли.

Особый смысл имеет рациональное как важ-нейший содержательный компонент процесса рационализации* практической деятельности; оно прежде всего характеризует упорядоченное использование методов и технологий, которое способствует более успешному решению по-ставленных задач и достижению избранных це-лей. Подобное рациональное развивается не-посредственно вместе с развитием человеческой практики.

К подобному пониманию рационального близко примыкает подход Э. Фромма, который называл рациональными любые мысли, чувства или действия, “которые способствуют адекват-ному функционированию и росту целостной сис-темы (частью которой они являются)”; а “все, что имеет тенденцию к ослаблению или разрушению целого”, он предлагал считать иррациональным. Поэтому такие “страсти”, как жадность и тщесла-вие, он относил к иррациональному, а такие, как любовь и забота о другом живом существе, — к рациональному.

Иррациональное (от irrationalis — неразумный): неупорядоченное, хаотичное, произвольное, спонтанное, с трудом поддающееся (или совер-шенно не поддающееся) рациональному позна-нию. В учениях о человеке И. характеризует дей-ствия и процессы, механизм которых неуловим (кажется совершенно спонтанным) и не происте-кает из свободного, ясно осмысленного решения.

Онтологический иррационализм видит в ир-рациональном подлинную, более глубокую ос-нову мироздания, считает именно его истинно реальным и существенно ограничивает познава-тельные возможности разума. Утверждается, что т. к. существующая реальность хаотична и под-властна прихотливым случайностям, то она не может быть предметом рационально-логического осмысления. Представление о ней лежит только в непосредственном восприятии; вместо логиче-ского познания упор делается на интуицию, ин-стинкт, чувство как на средства более глубокого восприятия мира. По Шопенгауэру, мировая во-ля, лежащая в основании всей жизни Вселенной, иррациональна, она обладает бесцельной сво-бодой, способна породить любое зло, принести любые страдания. Человек может найти спасе-ние лишь в “истинном познании”, самоограниче-ниях и самоотречении, смиряющих его индиви-дуальную волю.

Философско-антропологический иррацио-нализм (М. Шелер, А. Гелен и др.) исходит из то-го, что иррационален прежде всего сам человек, т.к. он — “вольноотпущенник природы”, свободное, незавершенное, биологически ущербное сущест-во, хотя и имеющее необычные условия для раз-вития в силу того, что является мыслящим и “от-крытым”.

В психологии основополагающая роль И. при-знавалась инстинктивизмом, интуитивизмом, эк-зистенциальной психологией, большинством психоаналитических концепций, парапсихологией и другими направлениями и учениями.

Как иррационализм, так и традиционный ра-ционализм чаще всего не учитывали реальную взаимообусловленность и взаимосвязь иррацио-нального и рационального, безоговорочно и пол-ностью противопоставляя их.

Что касается человека, то иррациональное и рациональное в нем формировались в процессе антропосоциогенеза, пронизывая его социально-практическую и духовную жизнь. Деятельность современного человека продолжает характери-зоваться как рациональными, так и иррацио-нальными моментами.

Ошибочно считать, что иррациональная дея-тельность всегда непременно несет зло, а ра-циональная — добро. Злой умысел может быть осуществлен и вполне рациональным образом, а добрые намерения нередко реализуются в ирра-циональной форме. Однако эффективность ра-циональных, упорядоченных, разумно спланиро-ванных действий гораздо выше, чем действий, иррациональных, совершенно неупорядоченных, анархичных.

Такая продуктивная форма познавательной деятельности, как интуиция, только по форме кажется чисто иррациональной; содержательно она опирается на большую предварительную по-исковую работу, имеющую как рациональный, так и иррациональный характер.

Нависающая угроза экологических катастроф, экономические и политические неурядицы могут приводить к возрастающему отчуждению, раз-очарованию в перспективах общественного раз-вития и увеличению тяги широких кругов населе-ния к иррационалистическим представлениям. С другой стороны, многие беды проистекают из же-сткого, рационально спланированного информа-ционного манипулирования миллионами людей, расчетливого безнравственного низвержения всего, что мешает собственному самоутвержде-нию.

Рубрики: | Дата публикации: 02.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии