Психическое время

Рассмотрим теперь осознанно или не-осознанно переживаемое психическое время. Оно субъективно и не является простой копией реального, объективного времени, хотя в той или иной мере обуслов-лено им.

Психические время и пространство в наи-большей мере связаны с ценностно-ориентированной жизнедеятельностью че-ловека, миром его чувственных восприятий и представлений. Можно измерять время ча-сами, а можно степенью своего нетерпения или блаженства (“счастливые часов не за-мечают”). Можно измерять расстояния кило-метрами, а можно степенью своей устало-сти.

Большое по величине физическое время в психическом времени может показаться со-всем маленьким, а маленькое — очень боль-шим. Было мудро подмечено, что измерять жизнь годами — это все равно что измерять книгу числом страниц, картину — квадратны-ми метрами, а скульптуру — килограммами”.

Простейшими и эволюционно первичными психическими формами, которые в той или иной мере соответствуют природным (физи-ческим и биологическим) пространству и времени, являются неосознаваемые про-странственные восприятия и временные представления.

Животные, младенцы и спящие люди пе-реживают только непосредственно данное время. Человеческое сознание впервые по-зволяет делать то, что невозможно на бес-сознательном уровне: дискурсивно разли-чать прошлое, настоящее и будущее. Одна-ко когда речь идет о непосредственно пе-реживаемом людьми психологическом вре-мени, то можно в известном смысле согла-ситься с Аврелием Августином (354-430), ко-торый считал, что правильнее говорить не “прошедшее”, “настоящее” и “будущее”, а “настоящее прошедшего”, “настоящее на-стоящего” и “настоящее будущего”.

Целеполагающая и целереализующая дея-тельность позволяет человеку сделать бо-лее насыщенными связи между прошлым, настоящим и будущим, глубже и полнее сомкнуть их в единую бытийную целост-ность.

Психическое время символично. В нем существуют особые мгновения — мгновения Начала и Конца (но для природы эти мгно-вения мало чем отличаются от других, для нее — это рядовые мгновения). Новый Год жизни. Новый Год календаря. Новый Год в учебе, творчестве, любви. В такие мгнове-ния мы словно на перевале. Можно огля-нуться назад. Постараться предугадать, что ждёт впереди.

Почему после каждого дня рождения как бы начинается новый подъем жизненных сил? Ведь это редко совпадает с максиму-мами всех трех биоритмов – физиологиче-ским, эмоциональным и ментальным. Дело в том, что здесь проявляется иная, «ноосфе-рическая» (социокультурная) цикличность, связанная со сменой календарных циклов. А это означает, что в данном случае в огром-ной мере влияет психологический настрой, установка.

На психическое время накладывают отпе-чаток специальность, а также возраст. Ан-трополог может сказать: — Совсем недавно, в прошлом тысячелетии… А от ребенка мож-но услышать: — Очень-очень давно, несколь-ко дней назад…

Основное время детства тянется очень медленно. Попробуем объяснить, почему. Скажем, ребенку исполняется 2 года. Сколько ему ждать следующего дня рожде-ния? – Один год, — скажет умудренный жиз-ненным опытом взрослый. И будет по-своему прав. Но для ребенка это половина уже прожитой жизни! Полжизни ждать сле-дующего дня рождения…

Итак, первая причина медленного времени детства в том, что «текущее время» соотно-сится со всей жизнью. Вторая причина: вре-мя всегда невольно измеряется и пережива-ется через события; много происходит собы-тий – значит, много проходит времени (и на-оборот). А для ребенка почти все происхо-дящее воспринимается как Событие, так как еще не утратило своей необычности и но-визны.

Однако с возрастом переживание времени меняется. Но какие психофизиологические предпосылки определяют появление вре-менного аспекта переживаемых событий?

Многочисленные наблюдения показали, что вначале у ребенка образуются незави-симые друг от друга временные пережива-ния, причем каждое из них связывает опре-деленное желание и его успешный или не-успешный результат. Примерно в полтора года формируется расплывчатый, но более общий временной индикатор — понятие «те-перь», а в два года — понятие «скоро». Лишь трехлетний ребенок начинает уверенно раз-личать такие более отвлеченные понятия, как «не сегодня», «завтра», «вчера».

Но еще в четырех — пятилетнем возрасте ре-бенок, по наблюдениям Ж. Пиаже, одно-временное считает неодновременным: видя, что два объекта одновременно покинули один и тот же пункт и одновременно прибыли в два конечные места, он соглашается, что «старт» был одновременный, но отрицает од-новременность «финиша». Ребенок считает, что одновременным может быть только происходящее в одном и том же месте, а в разных местах может существовать только разное время. Это является одним из проявлений синкретизма .

В отличие от физического и других объек-тивных форм времени, которые необратимы (анизотропны), психическое время обрати-мо. Бесценный дар нашей души – способ-ность мысленно покидать нынешнее время. Можно на крыльях фантазии слетать в бу-дущее: — Что день грядущий мне готовит?

Можно заново пережить прошлое: — Куда, ку-да вы удалились, весны моей златые дни?

Особую смысловую значимость жизни придает знание о своей смертности. Осоз-наваемая конечность во времени – общий людской удел. “Мементо мори” — этот афо-ризм появился еще в древности.

Важно воспринимать свою жизнь как опре-деленное — пусть маленькое — звено истории. Ощущать себя чьим-то продолжением и чьим-то началом. Принимать на себя долю общей ответственности за судьбы мира. И тогда появляется свет как в начале, так и в конце туннеля.

Психическая жизнь измеряется деятель-ностью, поступками, событиями.

Мы знаем — время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его (Маршак)

Связаны ли в человеке переживаемые им психические время и пространство между собой? Безусловно, да. Напомню, что в эво-люционном и онтогенетическом развитии сначала возникает переживание простран-ства, и лишь затем – на его базе и в связи с ним — переживание времени. Расщеплять их может лишь абстрагирование или болезнь. Существует множество процессов, в которых в той или иной мере проявляется эта связь переживания пространства и переживания времени. Вот одно из подобных проявлений. В некоторых странах перед контрольно-пропускными пунктами или опасными участ-ками на дорогу наносят особым образом расположенные поперечные полосы («зеб-ру»): сначала расстояния между полосами велики, но постепенно сокращаются при-мерно до метра. Водителю, который едет с постоянной скоростью, кажется, что его ма-шина стремительно разгоняется, и он под-сознательно начнет отпускать акселератор и притормаживать.

Говоря об особой связи пространства и времени в художественно-эстетических пе-реживаниях, М. М. Бахтин (не без влияния идей Эйнштейна) ввел в культурологию и литературоведение понятие «хронотоп» (от греч. chronos — время и topos — место).

В обостренно переживаемой форме хро-нотопичны, скажем, футбольный матч, ту-шение пожара, театральный спектакль и другие подобные события, в которых про-странство и время, не утрачивая своей са-мобытности, переплетаются в чувственно не разделимую целостность. Однако и здесь многое зависит от «накала страстей». Если футболисты, экономя силы, просто тя-нут время, а актеры бездушно проговарива-ют заученные фразы, то пространственно-событийные компоненты отодвигаются на задний план, а на авансцену выходит скука – показатель того, что время словно остано-вилось.

Самоуглубляясь в себя, человек спосо-бен широко раздвинуть пределы индивиду-ального “я”. И тогда перед ним распахивают-ся безграничные пространственные и вре-менные дали, мир, готовый к коэволюцион-ному развитию и коммуникационному диало-гу.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?