Произведения просветителей

Автор: Scientist | 27.06.2010 | 3:03 | В рубриках: Лекции по культурологии

Произведения просветителей не просто вызывали любопытство в русском обществе, но внимательно изучались, использовались в идейных и литературных спорах, становились фактами общественной жизни и культуры. Но воспринимались они в русском обществе иначе, чем во Франции. Е.Р. Дашкова – будущий директор Академии наук и президент Российской Академии – с детства зачитывалась Бейлем, Монтескье, Вольтером, Гельвецием. Во Франции она часто встречалась с Дидро, восхищалась им, подолгу расспрашивала его о французских законах, образе жизни, о науках, литературе, искусстве. Но как только речь между ними заходила о «рабстве наших крестьян», обнаруживалась вся противоположность и непримиримость их взглядов на этот вопрос. Дашкова решительно отрицала необходимость и возможность уничтожения крепостного права. Основной ее аргумент: «Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы». Так же, как Дашкова, мало кто в русском обществе последней трети XVIII века мог принять «системообразующее» в Просвещении – отрицание феодального порядка.

Русское Просвещение родилось на русской почве и отвечало на вопросы русской жизни, поэтому мы не можем ждать от него в XVIII в. и в начале XIX в. такой идейной зрелости и радикальности, какая была присуща французскому Просвещению, тем более его левому крылу. Многие выдающиеся деятели русской культуры принимали существующие общественные отношения как неизбежные. Они могли страдать от несправедливостей, от произвола судейских и прочих чиновников, но они не выступали против сложившегося порядка вещей. От его недостатков они уходили – кто в свою усадьбу, кто в мир поэзии и искусства.

Типичными чертами русского просветителя были отвращение к помещичьему произволу и «чувствительность к крестьянскому сословию», неприятие наиболее отвратительных проявлений крепостнической морали. Важно выделить такую черту, как активность, стремление измерить положение вещей к лучшему. Само слово «Просвещение» заключает в себе представление об активности; не случайны постоянные призывы Вольтера к «философии»: «проповедуйте, пишите, боритесь», «воспряньте духом, боритесь», «просвещайте людей».

Крупнейшим деятелем Российского Просвещения был Н.И. Новиков, журналист и книгоиздатель, выпустивший около 1000 изданий. В своих сатирических журналах «Трутень» и «Живописец», выходивших в 1769-1773 гг., он обрушивался на закоренелые пороки административной и общественной жизни: бюрократический произвол, казнокрадство, взяточничество, алчность и жестокость владельцев “крещеной собственности”. Новиков связывал уничтожение крепостного права с постепенным просвещением народа, искоренением помещичьих злоупотреблений и гуманными реформами. Новиков был одним из тех, кто активно боролся против бездумного увлечения французским Просвещением. Это вольномыслие, утверждал он, не от учености, а от невежества или легкомыслия. Истинная же просвещенность должна сочетать в себе развитие разума и нравственного чувства, согласовывать европейскую образованность с пониманием русской национальной самобытности.

Спасибо вам за добавление этой статьи в: