Природное и социальное в эволюционном процессе

Думать, будто природа относится к человеку лучше, чем к капусте, — значит тешить свой рассудок забавными представлениями.

Сирано де Бержерак (ХУII в.)

Говоря о природе, чаще всего имеют в виду либо природу вообще (весь материальный мир), либо окружающую природу (совокупность естественных условий существования человечества). Во втором случае также принято употреблять выражение “природная среда”. Человек взаимодействует с природной средой на таких уровнях как литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, космосфера.

В Теме 15 уже подчеркивалось, что природа существует не только вокруг нас, но и в нас самих. Более того, она непосредственно представлена на нескольких уровнях — физическом, биологическом и врожденно-психическом. Косвенное же ее влияние охватывает всего человека.

Конечно, подобно внешней по отношению к человеку, входящая в его внутренний мир природа находится под все возрастающим воздействием культуры и цивилизации. Но она продолжает подчиняться прежде всего своим собственным универсальным закономерностям, которые просто своеобразно проявляются в заданных цивилизацией условиях. Ведь социокультурное не “отменяет” физическое и биологическое, а как бы надстраивается над ними. Так в свое время биологическое возвысилось над физическим, не устраняя его, а включая в себя (в “снятом” виде).

В истории цивилизации можно выделить 3 этапа, определяемые характером связей между обществом и природой. На первом этапе существовала полная и неотвратимая зависимость людей от природных процессов. Философией и художественным творчеством Античности прекрасно запечатлено, что люди той эпохи неотделимы от природы. Как и многие предшествующие поколения, они продолжали жить, почти полностью подчинив свою жизнедеятельность чисто природным закономерностям. Природу постигали не для того, чтобы властвовать над ней, а для того, чтобы наслаждаться ее красотой и гармонией, а также определить свое место в ней.

Второй этап характеризуется развитием крупного машинного производства и частнособственнических отношений, которые изменили прежнюю связь: природу стали познавать, чтобы ее изменить, подчиняя собственным нуждам.

На третьем этапе постепенно все больше назревала потребность подходить к природе как к своеобразному целостному образованию (“организму”), включающему в себя общество. Стало необходимым рассматривать природу и общество как нечто единое, а стремясь управлять ее стихийными процессами, естественно вписывать в жизнь природы лучшие достижения цивилизации и культуры. Попытки же одерживать победы над природой показали всю их ненадежность. Нередко за кажущимся успехом возникали неожиданные последствия, которые сводили на “нет” первоначальное достижение .

То, что подавляющее время своего существования, как вида, люди находились в полной власти природных сил, не вызывает сомнений. Ведь на первом этапе люди совершенно не знали физических, биологических и прочих природных закономерностей, не говоря уже о более универсальных мировых принципах; поэтому они никак и не пытались активно воздействовать на природу (за исключением пассивных действий в форме магических заклинаний или молитвенного обращения к богам). Принудительный (но уже в гораздо меньшей степени, чем в прошлом) характер многих природных воздействий в той или иной форме сохранился до наших дней . Трудно не заметить воздействие природных факторов на такие стороны жизни людей, как питание, жилье, одежда, заболевания, продолжительность жизни, традиции, привычки.

Один из ведущих французских историков Ф. Бродель напоминает о том, что нельзя полностью пренебрегать географическим детерминизмом: “Человек — пленник своего времени, климата, растительного и животного мира, культуры, равновесия между ним и средой, создаваемого в течение столетий, равновесия, которого он не может нарушить, не рискуя многого потерять. Посмотрите на сезонные перегоны овец в горы, характерные для жизни горцев, на постоянство некоторых экономических форм деятельности жителей приморских районов, связанное с биологическими особенностями побережья, взгляните на устойчивость местоположения городов, на постоянство путей сообщения и торговли, на удивительную прочность географических рамок цивилизации” .

Научная типология экологических опасностей глобального масштаба включает не только те, что порождены деятельностью людей, но и те, что связаны с развитием самой природы. Причем некоторые из подобных опасностей могут носить стремительный характер (сверхвспышка на Солнце, столкновение с большим астероидом, нарушение равновесных процессов в глубинных недрах Земли, суперэпидемическое заболевание того или иного животного или растительного вида). Конечно, прежде всего следует заботиться о результатах воздействия “своих собственных рук”, но важно быть готовыми и к иным, в том числе сравнительно неожиданным катастрофическим природным ситуациям. Лишь тогда удастся в какой-то мере уменьшить трагические последствия от стихийных бедствий.

Однако продолжим анализ изменений, которые постепенно происходили во взаимосвязях между человеком и природой. Наряду с природными воздействиями на людей со временем стало все больше и больше формироваться всевозможных типов взаимодействий между природой и человеком. Более того, постепенно стало возрастать активное воздействие человека на природу, преобразующее ее в человеческих интересах. Ныне человек в принципе способен существовать в самых необычных обстоятельствах и экстремальных ситуациях. Но это требует особо тщательной подготовки. Ярким примером жизни и работы в экстраординарных условиях является длительное пребывание человека в космическом внеземном пространстве.

Чаще всего природные и социальные взаимодействия человека с окружающим миром переплетены между собой. Рассмотрим один из примеров. Наблюдается ускоренное созревание человеческого организма. Для него существуют многообразные объяснения : финалистское (А.Портман, В.Целлер и др.), биологическое (Э.Мартини, Г.Гримм, Э.Кох и др.), селекционное (М.Тёрёк, А.Портман, Холленбах и др.), акселерационное и др. Скорее всего, они дополняют друг друга. Особую роль среди изучаемых причин играют социальные изменения, определяющие совокупность биологических воздействий на организм (увеличение воздействия солнечных лучей, возрастание употребления сахара и витаминов, увеличение нагрузки на нервную систему, вызванное урбанизацией и др. процессами).

Рубрики: | Дата публикации: 02.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?