Природа и общество: взаимодействия в прошлом и настоящем. Экологические аспекты выживания человечества.

Инволюция (лат. involutio — свертывание, изгиб): регрессивное биологическое развитие, приводящее в ходе эволюции, а также в процессе онтогенеза к редукции или утрате отдельных органов (или упрощению их функций). Примеры: физиологическая атрофия половых желез при старении; послеродовое «обратное развитие» матки.

Коэволюция: первоначально понятие, предложенное еще в 1964 г. экологами, обозначало взаимное приспособление видов . Вообще говоря, возможны два варианта коэволюции – взаимовыгодный (мутуалистический) и конфликтный (напр., хищник — жертва). Учитывая то, что разные виды, а также среда имеют разные темпы развития, зачастую возникает отставание чего-то одного от чего-то другого. Образуется так наз. «временной лаг», требующий постепенного «подтягивания» того вида, который развивается более медленно.

Понятие «коэволюция» получило расширительное толкование в рамках общей теории систем: речь уже шла не только о симбиотических взаимодействиях отдельных биоорганизмов или видов, но и о синергетических связях и совместном сопряженном развитии природы и человечества, биосферы и ноосферы и т.п.

Экологическая проблема: одна из важнейших глобальных проблем современности, разрешить которую можно, только объединив усилия всех стран, всего человечества. Ее важнейшие стороны:

— Истощение природных ресурсов (нехватка полезных ископаемых и пресной воды, уменьшение площади лесов и т.п.).

— Засорение природной среды (отравление больших территорий токсическими веществами, загрязнение мирового океана нефтепродуктами, кислотные дожди, возрастание количества радиоактивных отходов).

— Нарушение устойчивого равновесия и природных балансов (и как следствие – парниковый эффект, утончение озонового слоя, увеличение площади пустынь, возрастание числа наводнений) .

Все эти стороны экологической проблемы взаимосвязаны. К ним следует добавить еще одну, не зависящую от антропосферы. Это чисто природные катастрофы (возрастание солнечной активности, сейсмической активности Земли и пр.)

Что касается первых трех факторов (по своей сути антропогенных): ныне уже мало уменьшить воздействия на природу, рассчитывая, что в результате она сама восстановится; зачастую требуется наша более существенная реакция, включающая природовосстановительные программы.

Один из исследователей верно отметил, что вред, приносимый полчищами саранчи, неправомочно сравнивать с вредом от антропогенного фактора. Первое происходит по сценарию природной необходимости, а второе в значительной мере определяется надприродной свободой выбора, коей обладают люди.

Экология: междисциплинарная сфера исследований процессов, определяемых взаимодействиями общества и биосферы. Изначально развивалась в рамках биологии. В настоящее время включает социальную экологию и экологию человека. Впервые термин введен Э. Геккелем.

См. также Экологическая проблема.

Энвайроментализм: концепция, разрабатывающая проблему управления жизненной средой и социально-экономическим развитием и учитывающая единство человека и биосферы, частью которой он является. Христианское учение ставит человека в центр мироздания. Согласно ему все природные объекты созданы для человека, его пользы и ему предоставляется право изменять их по своему усмотрению. Разумеется, в христианстве это право ограничено. Бессмысленное уничтожение не приветствуется, считается грехом. Но есть и другие религии, такие как индуизм, буддизм, синтоизм, где человек поставлен в равное отношение с другими биологическим видами. Исповедующие их люди верят, что душа бессмертна и способна переселяться в представителей других видов и даже в неорганические предметы. Часто природные объекты являются предметом поклонения и заботливой охраны (например, гора Фудзияма в Японии, коровы в Индии). Известно и то, что численно они преобладают над христианами, а следовательно, такой взгляд является преобладающим на планете.

Для христиан признать право равенства жить на Земле за представителями других биологических видов — своего рода героический поступок, заставляющий «преодолеть себя». Но именно из этого принципа исходят ведущие ученые мира, формирующие концепции энвайроментализма. Благодаря им появились Красная книга, охраняющая редкие и исчезающие виды растений и животных, работы «Римского клуба», современные теории постиндустриального и устойчивого развития. Заботиться о других, значит заботиться и о себе — такова этика природопользования. В России к энвайроменталистким можно отнести созданную В.И. Вернадским теорию ноосферы.

Основой энвайроментализма является энвароментология — комплексная наука об окружающей среде, ее качестве и охране, традиционно имеющая целью ограничение пределов деятельности человека, введение запретов и ограничений. Получила развитие в западной науке. В отечественной науке аналогичные функции выполняет научная дисциплина «охрана природы».

Предмет энвайроментологии (охраны природы) достаточно прост и доступен для понимания всем людям, поскольку в его основе лежат привычные, воспитанные культурой и религией, действия, состоящие во введении своего рода «табу» на использование отдельных территорий, видов растений или животных. Простота состоит в предположении, что путем разного рода ограничений, в первую очередь через издание законов, можно решить ресурсные и экологические проблемы региона, страны или мира. Видимо поэтому энвайроментологические представления близки широким слоям населения, выливаются в форму массовых общественных движений («зеленые» партии в ряде стран), а иногда достаточно агрессивны (Greenpeace). Несмотря на часто аффективный характер, массовость экологических движений создает альтернативу действиям промышленных и аграрных корпораций путем «давления» на парламенты и правительства, заставляет их выбирать равновесные решения, ограничивающие безудержный научно-технический прогресс, часто идущий в разрез с интересами человека и среды его обитания.

Одной из них является эконология, одна из базовых наук устойчивого развития. Эконология представляет собой науку, исследующую «эконэкол» («эконол»), экономию природы. Она анализирует эколого-экономические системы разного уровня иерархии, прежде всего пределы допустимых нагрузок на природную среду и комплексные пути преодоления возникающих объективных лимитов в природопользовании. Объектами изучения эконологии являются как глобальные (например, эконология океана), так и региональные, а также локальные системы, такие как воздушная среда города, озеро или речной бассейн.

Важнейшая роль в поддержании устойчивого развития общества отводится экономике природопользования. Эта наука является отраслью экономики, изучающей методы эффективного воздействия человека на природу в целях поддержания динамического круговорота веществ в природе. Её цель — сформировать экономический механизм взаимодействия производства, ресурсной и экологической составляющих окружающей среды.

Экономические методы — относительно мягкие и гибкие, по сравнению с прямыми запретами и ограничениями. Они позволяют регулировать отношения в обществе рыночным путем, используя интересы отдельных лиц и производственных коллективов, совмещать их с интересами населения городов, регионов, стран и человечества в целом. К сожалению, у многих субъектов рынка часто имеет место тенденция получить односторонние преимущества, выгоды за счет других субъектов или так называемых «третьих лиц», то есть населения в целом. Поэтому рыночная экономическая система, а тем более в области природопользования, где негативные побочные следствия часто проявляются через много лет, требует регулирования. Экономический механизм требует управляющего, аналогично как автомобиль требует водителя. Таким управляющим, задающим параметры («правила игры») в рыночной системе является государство в лице центрального и региональных органов власти.

Очевидно, что прежде чем проводить осмысленную экономическую политику в области природопользования, государство должно иметь общую концепцию такой политики, содержащую цели и ориентиры, план действий, особую организационную структуру по его претворению в жизнь, системы мотивации и контроля. Эту задачу выполняет энвайроментализм — общая теория управления средой жизни и социально-экономическим развитием исходя из представлений о человеке как части биосферы. Последний тезис требует специального пояснения.

Христианское учение ставит человека в центр мироздания. Согласно ему все природные объекты созданы для человека, его пользы и ему предоставляется право изменять их по своему усмотрению. Разумеется, в христианстве это право ограничено. Бессмысленное уничтожение не приветствуется, считается грехом. Но есть и другие религии, такие как индуизм, буддизм, синтоизм, где человек поставлен в равное отношение с другими биологическим видами. Исповедующие их люди верят, что душа бессмертна и способна переселяться в представителей других видов и даже в неорганические предметы. Часто природные объекты являются предметом поклонения и заботливой охраны (например, гора Фудзияма в Японии, коровы в Индии). Известно и то, что численно они преобладают над христианами, а следовательно, такой взгляд является преобладающим на планете.

Для христиан признать право равенства жить на Земле за представителями других биологических видов — своего рода героический поступок, заставляющий «преодолеть себя». Но именно из этого принципа исходят ведущие ученые мира, формирующие концепции энвайроментализма. Благодаря им появились Красная книга, охраняющая редкие и исчезающие виды растений и животных, работы «Римского клуба», современные теории постиндустриального и устойчивого развития. Заботиться о других, значит заботиться и о себе — такова этика природопользования. В России к энвайроменталистким можно отнести созданную В.И. Вернадским теорию ноосферы.

Основой энвайроментализма является энвароментология — комплексная наука об окружающей среде, ее качестве и охране, традиционно имеющая целью ограничение пределов деятельности человека, введение запретов и ограничений. Получила развитие в западной науке. В отечественной науке аналогичные функции выполняет научная дисциплина «охрана природы».

Предмет энвайроментологии (охраны природы) достаточно прост и доступен для понимания всем людям, поскольку в его основе лежат привычные, воспитанные культурой и религией, действия, состоящие во введении своего рода «табу» на использование отдельных территорий, видов растений или животных. Простота состоит в предположении, что путем разного рода ограничений, в первую очередь через издание законов, можно решить ресурсные и экологические проблемы региона, страны или мира. Видимо поэтому энвайроментологические представления близки широким слоям населения, выливаются в форму массовых общественных движений («зеленые» партии в ряде стран), а иногда достаточно агрессивны (Greenpeace). Несмотря на часто аффективный характер, массовость экологических движений создает альтернативу действиям промышленных и аграрных корпораций путем «давления» на парламенты и правительства, заставляет их выбирать равновесные решения, ограничивающие безудержный научно-технический прогресс, часто идущий в разрез с интересами человека и среды его обитания.

Еще одной наукой данного цикла является энвароменталистика — техническое приложение энвайроментологии, изучающее способы и методы очистки отходящих газов, сточных вод, утилизации отходов и т.д., создания малоотходных и безотходных технологий, предметов контроля состояния окружающей среды, качества продуктов питания, безопасность потребительских товаров и пр. Энвайроменталистика создала целую отрасль хозяйства, известную под названием экобизнеса. Благодаря ему, отходы превращаются в доходы, уменьшается пресс на природные ресурсы, становятся чище воздух и воды, и все это достигается путем частных инвестиций. Государство лишь создает условия для развития экобизнеса, регулирует его отношения с другими сферами предпринимательства.

Рубрики: | Дата публикации: 02.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии