Принципы классификации наук.

С гносеологической точки зрения принци-пы классификации Н. делятся на:

• объективный (взаимосвязь наук выво-дится из взаимосвязи самих объектов исследования),

• субъективный (в основу классифика-ции Н. кладутся особенности субъек-та).

С методологической точки зрения прин-ципы классификации Н. делятся в соот-ветствии с тем, как понимается связь ме-жду науками; как внешняя, когда науки лишь ставятся рядом друг с другом в оп-ределённом порядке, или как внутренняя, органическая, когда они с необходимо-стью выводятся и развиваются одна из другой.

Два принципа расположения Н. в порядке: убывающей общности — от общего к ча-стному и возрастающей конкретности — от абстрактного к конкретному.

Соответственно принципу субординации Н. располагаются в порядке развития от простого к сложному, от низшего к выс-шему.

Здесь главное внимание направляется на пункты соприкосновения и взаимного про-никновения наук. Возможны др. аспекты выделения различных сторон общей свя-зи Н. с образованием соответствующих принципов (например, от эмпирического описания к теоретическому объяснению, от теории к практике и др.).

Содержательная классификация рас-сматривает связи между Н. как выражение или как результат:

1) движения познания от общего закона к частным его проявлениям или от общих за-конов развития к частным законам природы и общества, чему соответствует принцип классификации Н., основанный на учёте по-следовательного перехода от общего к ча-стному;

2) перехода познания от одной стороны предмета к совокупности всех его сторон, чему соответствует принцип перехода от аб-страктного к конкретному;

3) отражения в мышлении движения объ-екта от простого к сложному, от низшего к высшему, чему соответствует принцип развития. Этот последний охватывает и движение, развитие познания как от общего к частному, так и от абстрактного к конкрет-ному.

Диалектико-материалистические принци-пы, лежащие в основе марксистской клас-сификации Н., предполагают нераздель-ность принципа объективности и принципа развития (или субординации). Гносеологиче-ские, методологические (диалектические) и логические аспекты всеобщей связи Н. вы-ступают при этом в их внутреннем единстве.

Практическое значение классификации наук. Классификация Н. — теоретическая основа многих отраслей практической дея-тельности. Она относится к вопросам: орга-низации и структуры научных учреждений и их взаимоотношений; планирования научно-исследовательских работ в их взаимосвязи, в особенности носящих комплексный харак-тер; координирования и кооперации работ учёных различных специальностей; связи теоретических исследований с практически-ми задачами, вытекающими из потребностей народного хозяйства, из запросов идеологи-ческой, политической и экономической дея-тельности; учебно-педагогической работы, особенно в вузах широкого профиля (уни-верситеты), связи между теоретическими и техническими дисциплинами в технических, с.-х., медицинских и гуманитарных специ-альных вузах, связи философии с частными дисциплинами; создания трудов сводного, энциклопедического характера, их структу-ры, соответствующих учебных пособий и ру-ководств; организации выставок универ-сального характера; организации библио-течного дела и библиотечной классифика-ции.

Рубрики: | Дата публикации: 29.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?