Принцип рациональности научного знания.

Тайна науки заключается в том, что она обладает способно-стью вносить порядок в окружаю-щий мир. В мире не так уж много порядка, но наука может взглянуть на жизненные явления и увидеть в них определенный порядок.

Василий Леонтьев

Ученый подходит к миру с рациональных позиций. Он ищет устойчивые взаимодействия, упорядоченные процессы (а нередко стремится условно или теоретически упорядочить и струк-турировать неупорядоченные процессы).

Приведу пример чисто условного упорядочи-вания:

еще в древности звездное небо было упоря-дочено, благодаря выделению определенных со-звездий (хотя, как оказалось в дальнейшем, звезды одного и того же созвездия физически не связаны в единое целое).

А теперь пример объективно существующе-го порядка: начиная беседовать, люди попадают в систему упорядоченного языка.

Верующие люди зачастую связывают разумное, гармоничное, в значительной мере рацио-нальное с божьим замыслом, а абсурдное, иррациональное – с дьявольским умыслом.

Из возможных интерпретаций рационального* и иррационального* наиболее научно обоснова-на такая: они характеризуют, прежде всего, взаимодействия субъекта с миром (в том числе, с другими субъектами), сферу его материально-практической и духовной деятельности.

Возможно рациональное познание не только того, что в психике и ее взаимодействии с миром рационально, но и того, что иррационально (либо кажется таким).

Ведь рациональное познание — это не толь-ко упорядоченное воспроизведение, но и упорядочивающее преобразование (в знако-вой форме).

В науке по возможности используют упорядо-ченный и формализованный логический язык, весомые обоснования и доказательства .

Делая то или иное заключение, исследова-тель пользуется строго определенными логиче-скими правилами.

Любой ученый хотел бы, чтобы его исследование было логически последовательным и не-противоречивым. Конечно, он готов и к тому, что в процессе его исследования возникнут новые противоречия, так как видит в них неизбежную черту познания .

«Нормальной» следует считать не только классическую, но и не-классическую науку. Классическая наука опиралась на формальную аристотелевскую логику («да» или «нет»).

Однако мир оказался гораздо сложнее, чем его отображение формальной логикой.

Поэтому современные научные концепции (и современный ра-ционализм) опираются на так называемые многозначные логики. По-следние допускают, в частности, «да», «нет», а также их одновремен-ное наличие («да и нет»).

ДОБАВЛЕНИЯ

По Куну, объективность — вопрос консенсуса в научном сообществе данной эпохи.

В попперовской философии объективность означает возможность проверки (проверяемость, опровержимость). Поппер принимает аргументы социологии науки и феноменологии о наличии в научном знании интерпретации (герменевтиче-ский аспект), социального заказа и политической ангажированности (социальный аспект), психоло-гического индивидуализма (феноменологиче-ский). В то же время, он находит способ избавить науку от социологического релятивизма. В кон-цепции третьего мира знаний и в эволюционной эпистемологии научные теории не отдаются на милость сообществу ученых данной эпохи. На-против, само это сообщество всего лишь фраг-мент процесса развития автономного третьего мира. Третий мир — продукт человеческого духа, но его онтологический статус является автоном-ным.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?