«Принцип несоизмеримости»

Некоторые исследователи науки и куль-туры, разделяющие базовые постмодерни-стские идеи, выдвигают «принцип несоизме-римости».

Согласно Т. Куну и П. Фейерабенду, кон-курирующие научные теории могут оказаться несоизмеримыми, не имея общих для них стандартов сравнения (у них могут быть разные по содержанию понятия, методы ис-следования, формы воспроизведения мира).

Подобный подход отвергает кумуляти-визм, в соответствии с которым научные знания развиваются благодаря постепенно-му добавлению новых сведений и открытий к ранее накопленным.

Ставятся под сомнение также «принцип соответствия» и преемственность даже ме-жду родственными теориями. Радикальный вариант этого подхода получил содержа-тельную критику со стороны его многочис-ленных оппонентов.

ТЕЗИС НЕСОИЗМЕРИМОСТИ ТЕОРИЙ — концепция, вы-работанная в историческом направлении в философии науки и противопоставляемая кумулятивизму. Восходя в своих ис-токах к логико-философским идеям Витгенштейна и Айдукевича, эта концепция представляет развитие науки как смену фундаментальных теорий (парадигм), не связанных между собой логическими отношениями, использующих раз-ные понятия, методы интерпретации фактов и способы виде-ния мира. Такие теории в результате оказываются рацио-нально не сопоставимыми, и выбор между ними осуществля-ется лишь по мировоззренческим и социально-психологическим основаниям. История науки предстает как дискретный процесс, лишенный преемственности. Научное сообщество — в историческом и синхронном плане распадает-ся на сообщества приверженцев разных фундаментальных теорий, не принимающих и не понимающих взглядов своих оппонентов. Главными сторонниками Н.т.т. были Кун и Фейерабенд, защищавшие его в дискуссиях о принципах «ра-циональной реконструкции истории науки». Исходя из этого тезиса, логика не может считаться основой научной рацио-нальности; в последнюю необходимо включить социальные и психологические измерения. Методология науки, не имея четких критериев выбора теории, утрачивает нормативный характер и смыкается с социологией и историей научного знания.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?