Приемы и способы аргументации также разнообразны. Среди них можно назвать прямую оценку (мнение, суждение), интерпретацию, аналогию, противопоставление, привязку к опыту той или иной группы аудитории, демонстрацию примеров, обращение к личному опыту, ссылки на статистику, цитирование, обращение к авторитетному мнению известного человека (специалиста, эксперта), использование клише, пропагандистских штампов, введение в полемику новых мыслей, оригинального авторского подхода к объяснению событий, развитие мысли, утверждение, опровержение, полемика с оппонентами, акцентирование внимания на самых значительных, по мнению автора, фактах, пояснение, истолкование, прогноз, обобщение, довод и контрдовод и т. д.

Эти приемы свойственны аналитической журналистике вообще, они проявляются в разных жанрах, конкретных журналистских произведениях сообразно задаче выступления, опыту, профессиональной квалификации, подготовке.

Глубина анализа зависит не только от задач конкретного выступления, профессионализма эксперта, журналиста, но и от объема радиотекста, времени работы в эфире, которые позволяют автору «развернуться». Они помогают лучше увидеть сам сценарий использования аргументации, подходы к осмыслению проблемы.

Выбор темы для аналитического радиовыступления

Объект журналистского исследования приводит к смыканию двух элементов, составляющих произведение искусства и публицистики – материала и личности автора. Журналист, вынося на суд общественности какое-либо жизненное явление, тем самым уже дает оценку этому явлению и ответственен не только за сходство изображения с действительностью, но и за свой личный комментарий.

«В талантливом произведении все особенности личности творца вплавлены в каждую написанную им строку, – утверждает известный писатель С. Антонов. – И чем эти особенности явственней проступают сквозь текст, тем ценней произведение» .

На материале конкретных фактов радиожурналист должен создать произведение, поднять актуальную проблему, нарисовать портрет человека, живую картину нашей жизни с определенной степенью типизации, возведения события в ранг социальный. Эта степень находится в строгой зависимости от мастерства и подготовленности журналиста, или лучше сказать, от слитности и взаимопроникаемости этих двух понятий, ибо мастерство – «это и совершенное понимание цели дела, полное и точное чувство назначения создаваемого предмета; это и совершенное понимание и чувство материала, из которого предмет создается; это и совершенное владение орудиями труда, различными, необходимыми для достижения цели инструментами» .

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?