Предмет и содержание философии науки.

Философия науки рассматривает науку как подсистему духовной и духовно-материальной культуры общества.

При этом анализируются взаимосвязи науки с другими культурными сферами, такими как ис-кусство, религия, мораль и др.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ включает:

историю науки,

логику и методологию науки,

аналитическую философию,

социологию науки (когнитивную социологию),

философию техники,

когнитивную психологию,

методологию творчества и

логику научного открытия.

История науки как составная часть филосо-фии науки есть история концептуальных кар-касов.

Она рассматривает динамику науки в культу-ре, изменение оснований научного знания.

Наряду с общей истории науки разрабатыва-ются специализированные истории отдельных научных дисциплин.

Сам философский образ науки исторически менялся. Можно выделить такие его варианты:

античный образ познания как воспоминания об высших идеях;

образ возрождающейся науки (Ф.Бэкон, Р. Де-карт);

изучение того, как возможно научное знание (И. Кант);

образ философии как «науки наук» (Г. Гегель);

образ науки как «всеобщего духовного продукта общественного развития» ( К. Маркс );

позитивистский образ науки ( О. Конт );

становление образа науки как «образца запад-ной демократии».

Характеристика Большой науки – образ науки «хорошей во всех отношениях».

Ныне философия науки

— считает первоочередными вопросы фило-софской экологии и глобальные проблемы со-временности,

— сопоставляет и анализирует науку и псевдо-науку,

— изучает смену типов и нарождение новой на-учной рациональности.

Важное значение современная философия нау-ки придает междисциплинарным исследованиям, способствующим формированию научного ми-ровоззрения и общенаучной картины мира.

В наше время философы, изучая науку, пытают-ся дать более глубокий ответ на традиционный вопрос «что значит знать?».

В античности познанием считалось приобщение к Логосу — мировому Закону.

В науке Нового времени знать — это знать, как измерить.

В концепциях научного знания русских филосо-фов познать — значит полюбить (С.Л. Франк) или «уловить соритмичное бытию биение духа» (П. Флоренский).

В герменевтических работах познание предстает как интерпретация.

Прикладная наука применяет накопленные зна-ния в технических и технологических целях.

Во главе угла оказывается не истинность, а полезность.

Бывает, что успешные прикладные исследования какое-то время исходят даже из ложных посылок или недостоверных знаний. Но наступает мо-мент, когда «карточный домик» ошибочных по-строений неминуемо разваливается. Многие де-сятилетия гелиоцентрическая система мира Ко-перника отвергалась не только в духовно-религиозной сфере, но и в практической жизни, т.к. геоцентрическая система мира Птолемея ничуть не хуже описывала местонахождения планет.

В наше время философия науки уже не сводит-ся преимущественно к методологии наук о при-роде.

Во-первых, философия науки уже не только ме-тодология, а, во вторых, ее объект – не только естествознание.

Философия науки выходит на междисциплинар-ный уровень, причем изучаемые ею науки оказы-ваются лишь частью проблемного поля.

Другая важная часть — это изучение связи науч-ного знания с человеком, ценностными ориен-тациями.

А теперь назовем проблемы, многие из которых также будут нами рассмотрены в дальнейшем (более или менее подробно).

Позитивистская концепция истории науки, про-блема возникновения науки и метода познания в ней (Г. Спенсер ).

Классификация наук как отображение истории науки.

Стадиальность развития науки.

Индуктивистские модели роста знания.

Неопозитивистская философия науки и пробле-ма реконструкции истории научного знания.

Факторный анализ развития науки.

Общие особенности кумулятивистского подхода к истории науки и отдельные направления внутри его.

Кризис классической науки, революция в естест-вознании и утрата рациональных ориентиров объяснения знания.

Эпистемологическая революция ХХ века, фор-мирование неклассического понимания рацио-нальности и новое видение истории науки.

Объяснения генезиса науки интернализмом (А. Койре, Прайс Д. Де Солла, Холл ) и экстерна-лизмом (Э. Цильзель, Д. Нидам, Р.Мертон).

Концепция развития науки как смены парадигм.

Устойчивые интеллектуальные структуры и про-блема переходов между ними.

Исследовательские программы, познавательные модели и их место в историко-научных реконст-рукциях.

Структуралистская методология в истории науки и ее особенности.

Революционные и эволюционные подходы в ис-торико-научных объяснениях.

Диалектико-материалистический анализ пробле-мы происхождения и развития науки.

Современные модели истории науки, их пре-имущества и ограниченность: кумулятивные, на-учные революции и ситуативные (case-studies).

Образ науки как систематизирующий и ценност-ный элемент идеологии научного сообщества.

Внешняя и внутренняя функции образа науки.

Основания научного исследования: идеалы, нормы и методы научного исследования, фило-софские и общенаучные принципы и предпосыл-ки.

Проблема как исходный пункт научного исследо-вания.

Научные и практические проблемы.

Понятие «научная картина мира».

3 основных типа: «общая», «естественнонаучная и социально-научная», «специальная» научные картины мира.

Понятия «научная революция», «стиль научного мышления», «парадигма», «порождающая мо-дель».

Понятие метода научного исследования. Субъек-тивное и объективное в методе. Классифика-ция методов. Научные методы эмпирического и теоретического познания. Общелогические мето-ды в познании.

Границы и сфера деятельности философских методов в науке.

Место диалектики и метафизики в системе науч-ной деятельности. Взаимодействие методов.

Рубрики: | Дата публикации: 29.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?