ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛАТИНОВ, ПЕРЕГРИНОВ, РАБОВ, ВОЛЬНООТПУЩЕННИКОВ, КОЛОНОВ

В древности лица, не принадлежавшие к числу граждан, считались чужаками («не гражданами») и были ограниченно правоспособными. С развитием хозяйственными жизни и торговли, по мере втягивания чужаков в торгово-денежные и другие отношения с римскими гражданами ограничения правоспособности снимались.

В Риме не было выработано каких-либо общих правил о правоспособности чужаков. Их правоспособность определялась путем установления правового положения отдельных категорий «неграждан». Различали две категории свободных «неграждан»: латины и перегрины.

Латины. Первоначально латинами называли жителей местностей, входивших в состав Лациума до покорения его Римом (latini veteres). Это была категория так называемых «древних латинов». Позднее появились латины колоний (latini coloniarii) — жители колоний Рима

«Древние латины», хотя и не включались в состав римских граждан, могли заключать сделки на территории Рима и выступать в суде. Иногда им предоставлялось право заключать браки с римскими гражданами и участвовать в работе народного собрания с правом голоса. В I в до н. э. Латинские общины в Италии получили права римского гражданства.

Латины колоний пользовались правом заключать сделки, участвовать в суде, однако были лишены права заключать браки с римскими гражданами и составлять завещания.

Перегрины. В категорию перегринов входили: а) жители «сдавшихся» областей, включенных в состав Римского государства, но не получивших ни прав гражданства, ни прав латинов; б) римские граждане, высланные из Рима в результате применения к ним уголовного наказания.

Вначале на перегринов не распространялось римское право, поэтому на территории Рима они были наиболее бесправны. В своих общинах во взаимоотношениях друг с другом они жили по своему праву. С развитием хозяйственной жизни правоотношения между римлянами и перегринами (между перегринами в Риме) стали регулироваться нормами «права народов». В начале III в. н. э. император Каракалла предоставил перегринам права римских граждан.

Рабы. На первоначальной стадии развития Римского государства рабство носило домашний (патриархальный) характер. Рабы использовались преимущественно в домашних хозяйствах в довольно сносных бытовых условиях. С ростом завоеванных территорий увеличилось число рабов, рабство стало основой производства. Труд рабов использовался на тех объектах, которые были ориентированы на рынок. Это привело к изменению социального положения рабов.

Раб не являлся субъектом права. По мнению римских юристов, он был одной из необходимых вещей.

Как и любой другой объект права собственности, раба можно было купить, продать, заложить, сдать внаем. Его можно было убить. В 10 г. н. э. был принят сицилийский сенатус-консульт, свидетельствующий об особой жестокости государства в отношении рабов. Если имело место убийство господина, то все рабы, находившиеся в момент смерти хозяина под той же крышей, подлежали смертной казни. И лишь в том случае, когда устанавливалось, что рабы с опасностью для собственной жизни оказывали помощь господину, смертная казнь не применялась.

Начиная с принципата, когда рабский труд стал неэффективным, появилась новая, более совершенная форма эксплуатации рабов — пекулий.

Пекулий — часть имущества рабовладельца, предоставляемая последним рабу для ведения хозяйства. Таким имуществом могла быть земля, деньги и т. п. Иногда раб мог быть назначен, например, капитаном судна, управляющим. Раб в ходе управления имуществом мог заключать сделки. По этим сделкам ответственность падала на хозяина. Однако ответственность ограничивалась стоимостью пекулия.

Рабы не могли приобретать для себя какие-либо права. Все их приобретения переходили в имущество господина. Таким образом, юридически пекулий оставался собственностью рабовладельца. Последний имел право в любое время отобрать у раба имущество, составлявшее пекулий.

Способами установления рабства в Риме являлись:

а) военный плен или захват лиц, не принадлежавших к государству, связанному с Римом договором;

б) рождение от рабыни, даже если отец являлся свободным (если мать являлась свободной, а отец рабом, ребенок признавался свободным);

в) лишение свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках;

г) продажа в рабство (в древнейшее время).

Вольноотпущенники. Отпущенные на волю рабов (манумиссия) стало широко практиковаться в начале нашей эры. Правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, которое отпустило раба на волю. Если раба отпускал квиритский собственник, раб приобретал право римского гражданина. Если же раб был отпущен лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а преторский эдикт, отпущенный приобретал только латинское гражданство.

Несмотря даже на приобретенное римское гражданство, вольноотпущенник был ограничен в правах. При освобождении из рабства час-то заключалось соглашение между рабом и хозяином. Вольноотпущенник обязывался оказывать патрону ряд услуг. Он не мог предъявить без разрешения магистрата исковых требований к бывшему хозяину. Патрон имел право наследования на имущество отпущенного, если у него не было детей, рожденных после освобождения. До Августа вольноотпущеннику — римскому гражданина не разрешалось вступать в брак со свободнорожденными (до Юстиниана — с лицом сенаторского звания). В период империи существовало правило, согласно которому в случае злостного нарушения отпущенным его обязанностей он мог быть возвращен в рабство своему хозяину или продан в рабство на сторону

Если освобождение было произведено без соблюдения установленных правил или если прежний хозяин являлся латинянином, то вольноотпущенник получал лишь права латинянина. Это означало, что он не пользовался правами, не мог оформить римский брак и составить завещание.

Колоны. В последние годы республики латифундии, где применялся труд, рабов, перестают быть рентабельными. Причиной этого являлось снижение притока рабов с уменьшением завоевательных войн. Рабы, кроме того, не были заинтересованы в повышении эффективности производства. Это заставило римских землевладельцев сдавать землю в аренду свободным, будущим колонам.

В аренду сдавали мелкие участки за денежную плату или за определенную часть урожая. Вначале крестьяне были свободными и могли уйти с обрабатываемой земли. Со временем они попадали в экономическую кабалу, ввиду того, что часто не могли погасить долги. Будучи обязанными (должниками), крестьяне уже не могли уйти с земли даже по окончании срока аренды. Бесправие колонов вскоре превратилось в юридическое. В IV в. н. э. появился закон, запретивший колонам оставлять арендуемые участки, а землевладельцам отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на земле. Колоны из свободных превратились в крепостных. Они были наследственно прикреплены к земле. Бежавший колон возвращался на свой участок. Ему было запрещено оставлять ту местность, где он родился.

Хотя колон мог заключать сделки, приобретать имущество и оставлять наследство, он являлся «рабом земли». В силу этого колонат являлся зародышем феодализма.

Статус колонов приобретали иногда народы, покоренные Римом и переселявшиеся на римскую территорию. Порождал колонатные отношения пекулий. Как колоны рассматривались и рабы, которым предоставлялись земельные участки.

В отдельных случаях колоны могли отпускаться на волю, но для них это был не выход, так как они лишались земли, на которой «кормились».

Рубрики: | Дата публикации: 22.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?