Потребность и предпосылки сближения разных форм культуры.

Несмотря на отличия, каждая форма духов-ной культуры так или иначе отражена во всех ос-тальных.

Нравственное существует и в искусстве, и в науке, и в религии.

Эстетическое присутствует и в науке, и в мо-рали, и в религии.

Познавательное, как уже говорилось, харак-теризует в какой-то мере и искусство, и мораль, и религию.

Элементы веры (не обязательно религиозной) существуют и в искусстве, и в науке, и в морали.

Необходимы диалоги ученого и художника, ученого и религиозного проповедника, учено-го и нравственного просветителя.

Как ученый, так и художник исходят из прин-ципов красоты (гармонии, совершенства), про-стоты, целесообразности и пр.

В разных форм культуры используются схо-жие принципы. Скажем, очень близки по своей сути “бритва Оккама”, роденовское “Отсекай всё лишнее” и древняя мудрость «Краткость — сестра таланта».

Важно не только развивать взаимопонимание в обыденной жизни, но и взаимное творческое обогащение в профессиональной сфере. Эйн-штейн: — Достоевский дал мне больше чем…Гаусс” .

Прекрасно, если в культурологических контак-тах царит не разобщающее «или — или», а вза-имно оплодотворяющее «и — и». «Принцип до-полнительности» (в самом широком смысле сло-ва) принесет неоценимую пользу. Постигая мир, плодотворнее не противопоставлять его есте-ственнонаучную модель, гуманитарное воспро-изведение и художественно-эстетическое ви-дение, а дополнять одно другими.

Не изоляционистский, узко прагматический подход, а стремление к целостному гумани-стически ориентированному знанию — таков желаемый путь.

Лишь на нём вопросы «что», «как» и «почему» возвышаются до вопроса «во имя чего».

Но существует ли какая-то глубинная устой-чивая основа для диалога художника и ученого? Да, существует. Она раскрывается:

а) Через единство в многообразии самого Мира, через общие закономерности развития природы, общества и человека (существуют универсальные закономерности, имеющие место и в природе, и в общественной жизни, и в худо-жественном воображении, на которое опирается искусство, и в переживаниях, характеризующих ценностную сферу );

в то же время на каком-то глубинном уровне уникальное смыкается с универсальным подобно тому как малое смыкается с огромным (“гомео-мерия”).

б) Через единство в многообразии языковых систем, концептуальных парадигм, ценностных ориентаций. Ученый “говорит” на языке формул и диаграмм, язык музыканта — звуки, художника — краски и линии.

В то же время в современной культуре возникла определенная опасность.

С одной стороны, можно радоваться сближению гуманитарных и естественнонаучных представлений, принципов, ценностей. Но сбли-жение может перерасти в слияние, а слияние слиянию рознь.

Плохо, если слияние превращается в поглощение одного другим с полной утратой его специфичности.

Как известно, постмодернизм стремится стереть демаркацион-ные линии между наукой, искусством, религией.

Однако, возможны такие варианты:

1) нежелательный — поглощение, ведущее в итоге к полной потере специфичности;

2) желательный — «неслиянное» единство (подобное единству трех божественных ипостасей).

Cтоит остановиться на подобной проблеме подробнее хотя бы потому, что также существует опасность неразличения научного и ненаучного знания.

Рубрики: | Дата публикации: 29.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?