Постпозитивизм.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ. КРИТИЧЕСКИЙ РА-ЦИОНАЛИЗМ

Основные идеи постпозитивистской фило-софии науки:

А) Философия науки должна исследовать развитие научного знания; полностью за-вершенными являются лишь ложные теории;

Б) Научное знание целостно; теоретический и эмпирический уровень взаимосвязаны; любое эмпирическое утверждение обуслов-лено соответствующей теорией — «теорети-чески нагружено»;

В) Метафизические концепции тесно связа-ны с научным знанием: оказывают стимули-рующее воздействие на развитие науки; входят в само тело науки;

Г) Развитие научного знания некумулятивно (т.е. это не только накопление (кумуляция) знаний, но и опровержение концепций, до того признававшихся истинными)

Д) Философия науки должна ориентировать-ся на историю и социологию науки.

«Критический рационализм» К. Поппера. Из-менение смысла проблемы демаркации: разграничение науки и догматической идео-логии, решение проблемы демаркации без связи с вопросом об истинности.

Критика индуктивизма К. Поппером. Критика любых претензий на обладание непогреши-мым истинным знанием. Научные теории являются не индуктивными обобщениями опыта, а смелыми предположениями. Тезис, что любое описание опыта также является смелым предположением, а не фиксацией непосредственно наблюдаемого. Отказ от противопоставления теоретических терми-нов и терминов наблюдения. Конвенциона-лизм в трактовке эмпирического базиса нау-ки. Универсальная модель развития мето-дом «проб и ошибок».

Рациональность и критикуемость: отличи-тельные черты науки по Попперу. Фальси-фицируемость (т.е. принципиальная воз-можность опровержения) как отличительная черта научных утверждений.

Критика К. Поппером инструментализма и реализма в трактовке теоретических терми-нов научных теорий: «предположительный реализм».

Идея объективной истины: наука как беско-нечная и негарантированная попытка при-близиться к ней. Попытка Поппера построить «эпистемологию без познающего субъекта».

Применение Поппером идей «критического рационализма» к социальной сфере: понятия «открытого» и «закрытого» обществ, «утопиче-ской социальной инженерии» и «частичной» (или поэтапной) инженерии. Научная рацио-нальность как ядро демократических проце-дур.

Рекомендуемая литература:

1. Агасси Дж. Наука в движении // Структура и развитие науки. М., 1978. С. 121-160.

2. Динглер Г. Эксперимент. Его сущность и история // Вопросы фи-лософии. 1997, ¹ 12.

3. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. — 236 с.

4. Лакатос И. Бесконечный регресс и основания математики // Со-временная философия науки. М., 1996. С. 106-136.

5. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. — М.,1978. С. 203-269.

6. Ноттурно М. Открытое общество и его враги: сообщество, авто-ритет и бюрократия // Вопросы философии. 1997, ¹ 11.

7. Поппер К. Открытое общество и его враги. Тт. 1,2. М., 1992.

8. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. ¹ 8, с. 49-79; ¹ 9, с. 22-48; ¹ 10, с. 29-59.

9. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. 605 с.

10. Поппер К. Реализм и цель науки (фрагменты) // Современ-ная философия науки. М., 1996. С. 92-106.

11. Поппер К. Неоконченный поиск: Интеллектуальная биогра-фия. М., 2000.

12. Том Р. Экспериментальный метод: миф эпистемологов (и ученых?) // Вопросы философии. 1992, ¹ 6.

13. Ван Фрассен Б. Чтобы спасти явления // Современная фи-лософия науки. М., 1996.

14. Сокулер З.А. Проблема основания знания. Гносеологиче-ские концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М., 1988. — 177 с.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?