ПОППЕР (Popper) Карл Раймунд (1902-1994)

— брит. философ. Род. в Австрии, изучал математику, физику и психологию в Венском ун-те. До 1937 работал в Ве-не, в 1937-45 преподавал философию в Новой Зелан-дии. В 1945 был приглашен преподавать логику в Лон-донскую школу экономики и политических наук, в 1949-69 — проф. логики и научного метода в этой школе, где он стал главой влиятельного направления в философии науки — критического рационализма. К чис-лу учеников и последователей П. относятся многие из-вестные философы науки — Лакатос, Фейерабенд, Агасси, Уоткинс, У. Бартли и др. Взгляды П. сформи-ровались под влиянием новых теорий, появившихся в физике в начале XX в., идей логического позитивизма, кантианства, в частности критицизма неокантианца Нельсона. Хотя П. был близок к членам Венского кружка, свою философскую концепцию — критический рационализм и теорию роста научного знания (фаль-сификационизм) — построил как антитезу неопозитивизму. В противовес стремлению логических эмпиристов сформулировать критерии познавательно-го значения научных утверждений на основе принципа верификации П. выдвинул в качестве одной из основ-ных задач философии проблему демаркации — отделе-ния научного знания от ненаучного. При решении этой проблемы он выступил как последовательный антиин-дуктивист, полагая, что индуктивным методам нет места ни в обыденной жизни, ни в науке. Методом де-маркации, по П., является фальсификация — принципи-альная опровержимость (фальсифицируемость) любо-го утверждения, относимого к науке. Согласно П., метафизика, а также такие учения, как астрология, марксистская теория истории, психоанализ Фрейда являются «псевдонауками», поскольку в отличие от обычных теорий эмпирических наук (теория относи-тельности, квантовая теория и т.п.) они не удовлетво-ряют требованию фальсифицируемости. П. отказался также от узкого эмпиризма логических позитивистов и от их эпистемологического фундаментализма — поиска абсолютно достоверной основы знания. Согласно П., эмпирический и теоретический уровни знания органи-чески связаны между собой; любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный ха-рактер, подвержено ошибкам (принцип фаллибилизма). Рост научного знания состоит в вы-движении смелых гипотез и осуществлении их опро-вержений, в результате чего решаются научные про-блемы. Для обоснования своих логико-методологических и эпистемологических концепций П. использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерд-жентного развития: рост научного знания рассматри-вается им как частный случай общих мировых эволю-ционных процессов. В результате его относят к числу родоначальников эволюционной эпистемологии. Вы-двинутая П. теория «трех миров» утверждает сущест-вование нередуцируемых друг к другу физического и ментального миров, а также «третьего мира» объек-тивного знания, сущности которого, собственно, и яв-ляются основным предметом изучения эпистемологии и логики науки.

П. — один из создателей дедуктивно-номологической схемы объяснения, в соответствии с которой некото-рое утверждение считается объясненным, если его можно дедуктивно вывести из совокупности соответст-вующих законов и граничных условий. Опираясь на идеи логической семантики Тарского, он предложил способ определения истинного и ложного содержания научных теорий (гипотез); разработал оригинальную интерпретацию вероятности как предрасположенности и др. Реализация программы построения теории роста научного знания натолкнулась на серьезные трудно-сти, связанные с абсолютизацией П. принципа фаль-сификации, отказом от признания объективной истин-ности научного знания, конвенционализмом в трактов-ке оснований знания.

Доказана также внутренняя противоречивость пред-ложенного им критерия оценки правдоподобности на-учных теорий. Последние работы П. в основном по-священы разработке философии сознания (которую он пытается строить с позиций эмерджентизма на основе резкой критики физикалистского редукционизма), за-щите рационализма в противовес иррационалистиче-ским и релятивистским тенденциям современной фи-лософии, а также доказательству невозможности ин-дуктивной интерпретации исчисления вероятностей.

В области социальной философии П., еще в пе-риод своей работы в Новой Зеландии, выступил с резкой и развернутой критикой тоталитаризма в своей кн. «Открытое общество и его враги» (1945). Философско-теоретические истоки этого феномена он возводил еще к теории государства Платона, а подлинные философские основания тоталитаризма усматривал в учениях Гегеля и Маркса. Он также критиковал марксизм за «про-фетизм» и историцизм. П. отрицал существова-ние объективных законов общественного разви-тия и возможность социального прогнозирова-ния. Социальным идеалом для него выступает открытое общество. Круг социальных идей П. был воспринят в нем. вариантах критического рационализма (Альберт, X. Шпинер и др.). [1] .

. По Карлу Попперу:

1. Демаркация. Отделение научного знания от ненаучного знания.

2. Метод демаркации – фальсифи-кация. Принципиальная опровержимость любых научных утверждений.

3. Любое научное знание носит предположительный, гипотетический ха-рактер (принцип фаллибилизма).

4. Метафизические понятия как не-научные, не могут быть предметом науч-ного знания.

5. Концепция трех миров.

Мир физических объектов.

Мир состояний сознания (менталь-ный).

Мир объективного знания, объектив-ного содержания мышления, научных идей и произведений искусства.

6. Концепция открытого общества.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?