Понятие научной революции.

Место научных революций в формировании научной картины мира.

Как это видно из рассмотренных нами ранее тео¬ретических моделей развития науки одним из важнейших понятий является научная револю¬ция. Различные исследователи в это понятие вкладывают разный смысл, самая радикальная интерпретация заключается в признании одной единственной революции, которая состоит в по¬беде над невежеством, суевериями и предрас¬судками, в результате чего и рождается наука. Другая интерпретация сводит революцию к уско¬ренной эволюции, с этой точки зрения любая на¬учная теория может быть модифицирована, но не опровергнута. Самую оригинальную концеп¬цию научной революции предложил К. Поппер, ее можно назвать концепцией «непрерывной ре¬волюции», по его мнению, научной может счи¬таться только та теория, которая допускает принципиальную возможность своего опровер¬жения. Поскольку ни одна из теорий не может охватить все многообразие мира, ее объясни¬тельный потенциал оказывается исчерпанным, потенциальная опровержимость превращается в актуальную, поэтому одна теория сменяется дру¬гой.

Все эти трактовки термина «научная революция» являются возможными» но не достаточно стро¬гими, в буквальном переводе термин «револю¬ция» означает переворот, следовательно, не лю¬бые изменения следует рассматривать как рево¬люцию, а только такие которые связаны с изме¬нением всех существенных элементов: фактов, закономерностей, теорий методов, в и всей на¬учной картины мира.

Понятие научной картины мира. Историче-ские типы научной картины мира.

Научная картина мира это – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представле¬ний об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это сис¬темное образование, ее изменение нельзя све¬сти ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как пра¬вило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются ра¬дикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

Таких четко и однозначно фиксируемых ради¬кальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно вы¬делить три, обычно их принято персонифициро¬вать по именам трех ученых сыгравших наи¬большую роль в происходивших изменениях.

1. Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от дру¬гих форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного зна¬ния. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную ло¬гику, т.е. учение о доказательстве, главный инст¬румент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, поста¬новка проблемы, аргументы за и против, обосно¬вание решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и мета¬физики

2. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентри¬ческой, этот переход был обусловлен серией от-крытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

1. Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических законо-мерностях.

2. Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследова-ния, явлений в строго контролируемых условиях.

3. Естествознания этого времени отказа-лось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объеди-нена только действием идентичных законов.

4. Доминантой классического естествозна-ния, становится механика, все соображения, ос-нованные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы науч-ного поиска.

5. В познавательной деятельности подра-зумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений яви-лась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естест-вознания.

3. Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактив-ности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важ-нейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью про-стых сил действующих между неизменными объ-ектами можно объяснить все явления природы.

Фундаментальные основы новой картины мира:

1. общая и специальная теория относительно-сти (новая теория пространства и времени при-вела к тому, что все системы отсчета стали рав-ноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе от-счета. Картина мира приобрела релятивный, от-носительный характер, видоизменились ключе-вые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто одно-значное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы от-счета, в которую входят и субъект и объект, спо-соба наблюдения и т.д.)

2. квантовая механика (она выявила вероятно-стный характер законов микромира и неустрани-мый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.

Позднее в рамках новой картины мира произош-ли революции в частных науках в в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в био-логии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих раз-делах.

Три глобальных революции предопределили три длительных периода развития науки, они явля-ются ключевыми этапами в развитии естество-знания. Это не означает, что лежащие между ними периоды эволюционного развития науки были периодами застоя. В это время тоже со-вершались важнейшие открытия, создаются но-вые теории и методы, именно в ходе эволюцион-ного развития накапливается материал, делаю-щий неизбежной революцию. Кроме того, между двумя периодами развития науки разделенными научной революцией, как правило, нет неустра-нимых противоречий, согласно сформулирован-ному Н. Бором, принципу соответствия, новая научная теория не отвергает полностью предше-ствующую, а включает ее в себя в качестве част-ного случая, то есть устанавливает для нее огра-ниченную область применения. Уже сейчас, ко-гда с момента возникновения новой парадигмы не прошло и ста лет многие ученые высказывают предположения о близости новых глобальных революционных изменений в научной картине мира.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?